Кто теснит Россию с нефтяного рынка в Европе
Ситуация на нефтяном рынке напоминает «дилемму заключенного» из теории игр, когда каждый игрок пытается максимизировать собственный выигрыш, но коллективно это приводит к худшему результату.
Лишняя нефть
На прошлой неделе глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу, являющуюся традиционным покупателем российских энергоресурсов, и «активно демпингует» на рынке. Представители «Татнефти» попросили меры государственной поддержки, направленные на сохранение позиций российских компаний на европейском рынке. Министерство энергетики предлагает не паниковать и отмечает, что у российской нефти есть серьезные конкурентные преимущества на европейском рынке.
Особенность текущей ситуации на мировом нефтяном рынке заключается в том, что все крупные производители, имеющие свободные мощности, стремятся увеличивать добычу. По данным JODI, добыча нефти в Саудовской Аравии выросла с 9,6 млн барр./сутки в начале года до 10,6 млн барр./сутки в июне. Меньше чем за полгода Саудовская Аравия увеличила добычу почти на 10% и потенциально может увеличить еще.
Низкие цены вынуждают производителей с низкой себестоимостью увеличивать добычу для того, чтобы выручка снижалась меньше, чем упали цены. Подобная стратегия является рациональной для каждого игрока в отдельности. Но, когда она становится повсеместной, это приводит к тому, что рынок еще больше «затоваривается».
По оценкам МЭА, «дисбаланс» на мировом рынке, то есть превышение добычи над текущим спросом, составляет в настоящее время от 1,5 млн до 2 млн барр. в сутки. По сути, это «лишняя» нефть, которая в настоящее время не востребована. Пока этот избыток попадает в хранилища. Запасы сырой нефти в странах ОЭСР находятся на максимальных уровнях и почти на 200 млн барр. превышают средние за последние годы значения.
Подобная ситуация — своего рода «дилемма заключенного» из теории игр, когда каждый игрок пытается максимизировать собственный выигрыш, но коллективно это приводит к худшему результату. Вариант, который может повысить общий для всех выигрыш, — сотрудничество. Но ОПЕК самоустранилась от целенаправленного воздействия на мировой рынок. Поэтому какие-либо варианты сотрудничества крупнейших производителей выглядят малореальными.
Лучшая защита — нападение
Традиционным рынком сбыта нефти для Саудовской Аравии является Азия: на Китай и другие азиатские страны в 2014 году пришлось около 63% экспорта. Экспорт саудовской нефти в США и ЕС устойчиво снижался последние десятилетия. В 2014 году объем поставок сырой нефти из Саудовской Аравии в страны ЕС составил 42 млн т по сравнению с 70–80 млн т, которые поставлялись в конце 1990-х годов, причем география поставок саудовской нефти в Европу достаточно ограниченна. Саудовская Аравия до недавнего времени вообще не поставляла нефть в страны Восточной Европы.
В свою очередь, ЕС — традиционный рынок для российской нефти и нефтепродуктов. На страны ЕС приходится свыше 63% экспорта сырой нефти и 67% экспорта нефтепродуктов, причем именно в странах Восточной Европы российская нефть имеет доминирующее положение за счет развитой транспортной инфраструктуры, надежности поставок и конкурентных преимуществ по цене. Поэтому опасения российских нефтяников по поводу обострения конкуренции на своих традиционных рынках вполне понятны.
Физическая нефть разных сортов, как правило, торгуется в виде дисконтов (или премий) к традиционным рыночным бенчмаркам. Для европейского рынка это нефть марки Brent. По сути, котировки нефти Urals — это оценка размеров дисконтов физических поставок российской нефти ценовыми агентствами. Обострение конкуренции на европейском рынке с Саудовской Аравией будет означать увеличение дисконтов для российской нефти к бенчмаркам.
Фактор того, что многие европейские НПЗ «настроены» на прием российской нефти, не стоит чересчур преувеличивать. Технологические процессы подразумевают определенные возможности для блендинга различных сортов нефти. Значение для европейских покупателей будут иметь и размер, и продолжительность предоставления скидки со стороны новых участников рынка. Поэтому России придется вступить в ценовую войну.
Это неприятно, но не является критичным фактором для российской нефтяной промышленности. Со стратегической точки зрения обострение конкуренции на европейском рынке означает необходимость дальнейшей диверсификации собственных поставок и расширение собственных рынков сбыта, ведь лучшая защита — это нападение.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.