Лента новостей
Путин по телефону поздравил Меркель с юбилеем Политика, 12:02 На Украине завели 11 уголовных дел против Порошенко и его команды Политика, 11:57 Роспотребнадзор назвал предварительную причину отравления детей в Крыму Общество, 11:56 Как вписать здоровый образ жизни в ваш ритм. Тест РБК и Philips, 11:54 Гейтс впервые опустился на третье место в списке миллиардеров Bloomberg Бизнес, 11:53 Антипинский НПЗ спустя три месяца простоя возобновит работу Бизнес, 11:48 В Астрахани задержали и.о. главы регионального минстроя Общество, 11:46 Британская журналистка — о смешном Гоголе и серьезном Тарковском Стиль, 11:43 В Жуковском приземлился Ил-76 со сработавшим датчиком неисправности Общество, 11:38 В Астрахани возбудили 17 дел против руководства министерства ЖКХ Общество, 11:34 11 вещей, которые полезно иметь в рабочем гардеробе летом РБК Стиль и BOSS, 11:24 Роспотребнадзор напомнил об основной причине онкологических заболеваний Общество, 11:22 Роскачество дало рекомендации по выбору арбузов Общество, 11:20 Получивший Mercedes от Кадырова ребенок побил новый рекорд по отжиманиям Спорт, 11:05
Катастрофа во Внуково ,  
0 
При крушении бизнес-джета во Внуково погиб президент Total
Жертвами аварии стали 63-летний Кристоф де Маржери и три члена экипажа самолета
Президент французского энергетического концерна Кристоф де Маржери (Фото: REUTERS 2014)

Пассажиром потерпевшего крушение в московском аэропорту Внуково самолета оказался президент французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери, передает Интерфакс со ссылкой на источник в столичных правоохранительных органах.

Де Маржери значился в списке участников заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, который прошел 20 октября в правительственной резиденции в Горках. Список был размещен на сайте правительства в понедельник утром, позже был удален, но сохранился в кэше Google.

Самолет должен был следовать по маршруту Москва – Париж. При взлете он столкнулся со снегоуборочной машиной, в результате чего все находившиеся на борту самолета люди погибли. После крушения сообщалось также о гибели водителя снегоуборочной машины, но позже пресс-служба Внуково сообщила, что он не пострадал. Представители аэропорта сообщают, что водитель снегоуборочной машины находится в состоянии шока, его осматривают медики.

Фотогалерея 
Кристоф де Маржери и российский бизнес

По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», начата прокурорская проверка. 

Утром 21 октября с места крушения самолета были изъяты бортовые самописцы. 

Комиссия по расследованию крушения самолета во Внуково, как сообщил Интерфаксу источник в экстренных службах, рассматривает три причины крушения Falcon 50 – неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор и отказ авионики. Как позже сообщило РИА Новости со ссылкой на представителя СКР, следствие рассматривает четыре версии случившегося – вину пилотов, вину диспетчеров, вину водителя снегоуборочной машины, плохую видимость.

Фотогалерея 
Крушение самолета президента Total во Внуково

Из-за плохой погоды и сильного тумана столичные аэропорты вечером 20 октября перешли в режим работы «по фактической погоде», при котором командиры экипажей сами принимают решения о возможности посадки в аэропорту назначения, исходя из собственного опыта. Из-за метеоусловий 18 самолетов, пунктом назначения которых было Внуково, приземлились в других московских аэропортах: 12 – в Домодедово и шесть – в Шереметьево.

Расследованием причин крушения самолета займется специальная комиссия Росавиации, которую возглавит руководитель ведомства Александр Нерадько. По сведениям Интерфакса, в нем примут участие и французские эксперты. 

Кристоф де Маржери родился в 1951 году. Работать в Total начал в 1974 году после окончания Высшей школы коммерции: сначала сотрудником финансового департамента компании, затем – подразделения разведки и добычи. В 1995 году де Маржери был назначен президентом концерна по Ближнему Востоку, а в мае 1999 года стал членом исполнительного комитета в качестве президента подразделения разведки и добычи.

В 2000 году де Маржери был назначен старшим исполнительным вице-президентом подразделения разведки и добычи вновь образованного концерна TotalFinaElf (после поглощения бельгийской компании Petrofina в 1999 году и последующего слияния с французской Elf Aquitaine), а в январе 2002 года – президентом подразделения разведки и добычи концерна Total. В мае 2006 года стал членом совета директоров, а в феврале 2007 года – президентом и председателем исполнительного комитета концерна. С мая 2010 года де Маржери – председатель совета директоров и главный исполнительный директор Total.

В 2013 году Total и де Маржери оказались в центре коррупционного скандала: в суде Парижа начались слушания по обвинению концерна в даче взяток иракским чиновникам в 1996–2003 годах при реализации программы ООН в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие», в рамках которой иракские власти получали гуманитарную помощь в обмен на поставки нефти. В 2005 году расследование специальной комиссии ООН показало, что более 2 тыс. участвовавших в программе компаний из нескольких десятков стран давали взятки правительству Саддама Хусейна, чтобы продуты и медикаменты Ирак покупал именно у них.

Во время действия программы де Маржери занимал пост руководителя ближневосточного подразделения Total, и, соответственно, не смог избежать обвинений в нецелевом использовании активов компании. Кроме него по делу проходили еще несколько менеджеров компании, имена которых не разглашались. В июле 2013 года суд снял обвинения с компании и ее руководства.

В Россию Total пришла в феврале 1999 года, начав добычу на условиях СРП на Харьягинском нефтяном месторождении в Ненецком автономной округе (соглашение об этом было подписано еще в 1995 году). Доля Total в этом проекте составляла тогда 50 %, еще 40% было у норвежской Norsk Hydro (впоследствии объединила активы с государственной Statoil) и 10% – у Ненецкой нефтяной компании. 

В сентябре 2005 года Total вместе с другими иностранными нефтегазовыми компаниями участвовала в конкурсе на совместное с «Газпромом» освоение Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, но войти в проект ей удалось лишь в 2007 году (Total получила 25%, еще 24% затем были переданы норвежской Statoil). Однако разработка месторождения несколько раз откладывалась из-за дороговизны, в августе 2012 года «Газпром» и его партнеры временно приостановили проект, а весной этого года, по данным WSJ, французам пришлось списать $320 инвестиций, после того как «Газпром» снова отложил реализацию проекта из-за нерентабельности.

В марте 2011 года Total вошла в стратегический альянс с российской газовой компанией «НОВАТЭК», в рамках которого французы приобрели около 12,1% акций НОВАТЭКа и получили опцион на увеличение своей доли до 19,4% в течение трех лет. Вместе с НОВАТЭКом, а с 2013 года и с китайской CNPC Total участвует в освоении Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Инвестиции в этот крупный проект – «Ямал СПГ» – оценивается в $27 млрд.

Санкции против России, введенные западными странами весной этого года из-за ситуации на Украине, не изменили отношения де Маржери к стране и партнерам, с которыми он работал не один год. В мае он посетил Петербургский экономический форум, который бойкотировали многие бывшие посетители мероприятия, заявив, что Total работает в России уже 20 лет и «не намерена сворачивать свою деятельность».

«Пока нет санкций, компания будет работать, – цитировало его агентство ТАСС. – Но если будут введены санкции, то Total будет вынуждена выйти из проектов, так как нужно исполнять законы». Там же назвал попавшего под санкции США владельца Volga Group Геннадия Тимченко своим другом и обнял его, передавало ТАСС. После форума де Маржери не раз высказывался против экономического давления на Россию.

«... введение санкций и эмбарго не является эффективным решением. Если поставки газа из России на европейский рынок прекратятся, то Европе придется дороже платить за газ, покупая его в более отдаленных регионах и с более сложной доставкой» (в интервью РБК, 18.06.2014).  

Однако в июле после крушения малайзийского Boeing на Украине Total пришлось заморозить наращивание пакета акций в НОВАТЭКе и вместо 19,4% остановиться на 18,2%. А в конце сентября 2014 года, по данным FT, Total приостановила совместную с ЛУКОЙЛом разработку трудноизвлекаемых запасов нефти на баженовской свите в Западной Сибири.

Соглашение было подписано в мае 2014 года, 51% акций СП принадлежал российской стороне, 49% – французской. В течение двух лет партнеры предполагали совместно инвестировать в геологоразведочные работы $120–150 млн. Впрочем, как пояснил FT де Маржери, проект к этому времени еще не был запущен, и его приостановка никак не отразится на деятельности компании.

Остальные проекты Total в России, включая долю в НОВАТЭКе, пока остаются в силе. Доля французского концерна в «Ямал СПГ» – 20%, в Харьягинском СРП – 40%.