Суд приравнял российские автозаки к пыткам
Раньше уже заключенные не раз пытались обжаловать в суде "пыточные условия" перевозки, однако суды эти жалобы регулярно отклоняли. Верховный суд Коми принял неожиданное решение, рассматривая кассацию двух заключенных — Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова.
Первого сначала везли в автозаке в компании еще 13 заключенных, а потом посадили в вагонзак поезда Воркута - Москва, где уже находились 11 человек (площадь вагонзака при этом не больше обычного купе). А.Виноградов вначале ехал в автозаке с 8 заключенными, после чего был помещен в вагонзак к 11 другим товарищам по несчастью.
Решение суда, по словам юриста заключенных Эрнеста Мезака, дает им право взыскать денежную компенсацию морального вреда. Иски будут поданы к казне Российской Федерации, заключенные потребуют возместить им моральные и физические страдания в размере 80 тысяч рублей.
Правозащитники отмечают, что в таких условиях в России возят тысячи заключенных. Кроме того, в тех же условиях перевозятся и обвиняемые или подсудимые — граждане, еще не признанные преступниками, а лишь находящиеся под следствием или судом. Нередко в "стакан" - одиночную камеру для тех заключенных, кого нужно отделить от остальных — часто сажают двух человек. При этом площадь "стакана" — около 0,4 кв. м.
Издание напоминает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), еще в 2005 и 2008гг. рассмотрев похожие жалобы российских зэков, уже признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного "независимо от времени нахождения автомобиля в пути". Весной этого года ЕСПЧ снова указал на негуманность таких условий перевозок.
Юрист Э.Мезак пояснил корреспонденту газеты, что речь здесь идет об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключенных или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции — это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.