Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Reuters узнал, что авиакомпании России разбирают самолеты на запчасти Бизнес, 02:04
Кадыров заявил о взятии под контроль территории завода Knauf в Соледаре Политика, 01:39
Координационный центр разрешил еще двум судам с зерном выйти из Украины Политика, 01:08
Как выглядят реки и озера в Европе во время засухи. Фоторепортаж Общество, 01:00 
США через Всемирный банк выделят Украине $4,5 млрд на соцвыплаты Политика, 00:47
Топ-10 самых быстрых побед россиян в UFC Спорт, 00:30
МИД России призвал США убрать ядерное оружие из третьих стран Политика, 00:22
Минюст США сообщил о разрешении суда на арест «самолета Скоча» Политика, 00:08
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Поставки российских товаров в США упали до минимума за 18 лет Экономика, 00:00
Россияне рассказали, почему редко читают книги детям Life, 00:00
Дзюба прекратил тренировки с «Рубином» Спорт, 08 авг, 23:39
Лист ожидания: как этический комитет по трасплантации может спасти жизни Партнерский проект, 08 авг, 23:35
В Пентагоне заявили, что позиция США по Китаю и Тайваню не изменилась Политика, 08 авг, 23:29
В Италии компания начнет перерабатывать мусор для замены газа из России Бизнес, 08 авг, 23:13
Общество ,  
0 

К 2010 году в России должен появиться хороший бензин

Качество российского бензина давно не устраивает автомобилистов. Между тем увеличить количество и качество бензина российским НПЗ жизненно необходимо. С одной стороны, к модернизации производств нефтепереработчиков подталкивают вводимые правительством нормы по «евро», с другой стороны, из-за плохого качества бензина мы можем окончательно потерять внешние рынки сбыта.

Сегодня российская нефтепереработка представлена 27-ю крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. По уровню используемых технологий российские нефтеперерабатывающие заводы считаются самыми отсталыми в мире. Степень износа отечественных нефтеперерабатывающих заводов составляет, по данным Минэкономразвития, 65%. Из 27 имеющихся заводов 6 были пущены в эксплуатацию еще до войны, а самый последний НПЗ был построен в начале 80-х годов.

По объемам переработки нефти Россия занимает третье место после США и Японии. Однако глубина нефтепереработки на российских НПЗ в прошлом году составила не более 72%. Только 11 российских заводов имеют установки каталитического крекинга, необходимые для процессов, направленных на углубление переработки нефти. Поэтому выход светлых нефтепродуктов в России сегодня примерно в два раза ниже, чем в странах Западной Европы и США. Кроме того, только треть всех установок каталитического крекинга на российских НПЗ - современные. Из-за этого российский бензин невысокого качества, плохо очищен от примесей металла, серы и пр. По этим причинам из тонны сырой нефти в России получается примерно 140 литров бензина, в то время как в США - свыше 450 литров бензина. При этом российские компании не стремятся вкладывать деньги в модернизацию НПЗ. Как отмечают эксперты, на эти цели выделяется в 15-20 раз меньше средств, чем в развитие добычи.

Между тем в мировой практике совершенно иные пропорции распределения инвестиционного портфеля. Отношение переработки к добыче в развитых странах составляет 20-25%. В России этот показатель - 4-5%. Кроме того, эксперты отмечают дисбаланс расположения НПЗ - почти половина из них сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале. А удаленность от городов-миллионщиков сказывается на работе НПЗ.

«Чем ближе к Москве, тем НПЗ более загружены», - говорит аналитик ИК «Файнешл бридж» Игорь Васильев, выступивший в программе «В фокусе» телеканала РБК. Поэтому некоторые нефтяники считают, что создавать новые комплексы вдали от федерального центра или транспортного узла – неэффективно. Современные комплексы глубокой переработки нефти стоят сотни миллионов долларов, их строительство занимает около 3 лет, а срок окупаемости достигает 8 лет.

Россия сегодня перерабатывает около 290 млн т нефтепродуктов. Внутренний рынок удовлетворяется количеством этого топлива, однако очень скоро могут возникнуть проблемы, связанные с замещением нынешнего бензина более высококачественным. К 2010 автопарк страны перейдет на «Евро-3», а после 2010 года самым ходовым бензином будет «Евро-4» и «Евро-5». Если НПЗ не успеют перевести свои мощности под производство новых стандартов, то Россия может столкнуться с дефицитом бензина. Между тем основными генераторами модернизации НПЗ выступают сами нефтедобывающие компании. Так, например, компания «Роснефть» приняла решение о реконструкции «Туапсинского НПЗ».

Туапсинский НПЗ - один из самых высокоэффективных в России в силу удачного географического положения. По словам старшего аналитика FIM Securities Дугласа Рольфса, к 2010 году мощности туапсинского НПЗ увеличатся в три раза. Инвестиции в «Туапсинский НПЗ» составят около 2 млрд долларов. Продолжается увеличение мощности Комсомольского НПЗ, инвестиции составят порядка $700 млн, включая создание нефтехимического комплекса. Кроме того, "Роснефть" изучает возможность строительства завода мощностью до 20 млн тонн в Приморском крае, в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Другая НК - «РуссНефть» - реализует в своем дочернем обществе - ОАО «Орскнефтеоргсинтез» программу по реконструкции и модернизации перерабатывающего производства, придавая огромное значение экологической безопасности.

Начать в 2007 поставки бензина, соответствующего нормам «Евро-3», планирует компания ЛУКОЙЛ. Для этого на заводе «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» был запущен в эксплуатацию блок изомеризации установки каталитического реформирования бензинов. Во вторую очередь попал Пермский нефтеперерабатывающий завод. Помимо этого ЛУКОЙЛ собирается модернизировать мощности в Южном федеральном округе, куда высококачественный бензин завозиться из других регионов. Для этого будут введены комплексы глубокой переработки нефти на Кстовском и Волгоградском заводах, что позволит достичь западных показателей по объему производства автомобильного бензина с 1 тонны добываемой нефти. На данный момент Волгоградский завод перерабатывает около 10 млн тонн нефти, мощности Кстовского НПЗ в 1,5 раза больше. Кроме того, Волгоградское нефтеперерабатывающее предприятие ставит задачу выпуска бензинов стандарта «Евро-3» и «Евро-4», с более низким содержанием серы и ароматических углеводородов.

Pro
Фото: Shutterstock Анестезия Моцартом: как уменьшить боль с помощью музыки
Pro
Взять 15 млрд руб. и ничего не вернуть: топ-5 личных банкротств в России
Pro
Фото: Ragnar Vorel / Unsplash Что нужно знать о покупке недвижимости в Таиланде: нюансы и советы
Pro
Фото: New Zealand Defence Force / Getty Images Бан на маркетплейсе: чем рискует продавец товаров параллельного импорта
Pro
Фото: Shutterstock Восемь советов для тех, кто хочет вывести медитацию на новый уровень
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Большинство продавцов подняли цены на маркетплейсах. В чем их ошибки
Pro
Победи прокрастинацию. Как перестать откладывать дела на завтра
Pro
Компании меняют ПО на экстремальных скоростях. Какие ошибки они допускают

Однако на модернизацию НПЗ пойдут не только собственные средства нефтяных компаний. Ранее для исправления ситуации Виктор Христенко предлагал использовать часть средств Инвестиционного фонда. На данный момент Минэкономразвития России рассматривает проекты строительства Нижнекамского НПЗ (инициатор – «Татнефть», 96,2 миллиарда рублей). О создании нового НПЗ в Сибири недавно заявил губернатор Томской области Виктор Кресс. Не исключено, что для этого тоже будут привлечены средства Инвестфонда. Отчасти решить проблему нефтепереработки могли бы малые НПЗ, но основной их недостаток - малая глубина отбора светлых нефтепродуктов из нефти и, соответственно, большой выход мазута.

По словам Игоря Васильева, к 2010 году отечественные НПЗ увеличат глубину нефтепереработки до 75% и в принципе должны удовлетворить внутренний рынок самыми разными сортами бензина. Если этого не случится, то на помощь может прийти Белоруссия, где в последние годы проводится реконструкция нефтеперерабатывающих предприятий. В частности, уже модернизированы ОАО «Нафтан» и Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В настоящее время на двух заводах перерабатывается не менее 19 млн тонн нефти в год.

Дуглас Рольфс оценивает вложения в модернизацию отечественных НПЗ в 6 миллиардов долларов, Игорь Васильев считает, что цифра будет намного больше – 15 миллиардов долларов.

Теги