Спецназ в плену
Судьбу двух задержанных в Киеве россиян начали обсуждать на уровне минских переговорщиков. Журналистам удалось пообщаться с женой одного из них и бывшим сослуживцем другого, которые по‑разному объясняют их службу в армии.
Обмен или суд
В Минске во вторник начались переговоры о выдаче двух задержанных в воскресенье в Луганской области россиян. Эту информацию подтвердили РБК два источника: близкий к трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе и в руководстве самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР).
Последний уточнил, что во вторник стороны не достигли каких‑либо договоренностей. Обсуждение выдачи проходит во время планового заседания подгруппы по гуманитарным проблемам, созданной для реализации Комплекса мер по выполнению минских соглашений.
В среду премьер-министр ЛНР Геннадий Цыпкалов не исключил, что в рамках контактной группы может быть поднят вопрос обмена или освобождения двоих сотрудников народной милиции ЛНР, передает Интерфакс.
О том, что власти ЛНР обсуждают с руководством Украины вопрос обмена двух взятых в плен украинскими военными солдат, днем ранее заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий. По его словам, взятые в плен Евгений Ерофеев и Александр Александров включены в первоочередные списки обмена.
Во вторник вечером сайт МИД РФ сообщил, что российское посольство в Киеве потребовало встречи консульских работников с удерживаемыми гражданами Российской Федерации с целью оказания им необходимой помощи в соответствии с нормами международного права.
Сейчас задержанные Ерофеев и Александров находятся в киевском военном госпитале по адресу: Госпитальная улица, д. 18, рассказал РБК посетивший их вместе с другими журналистами корреспондент «Новой газеты» Павел Каныгин. По его словам, оба они чувствуют себя удовлетворительно, отмечают корректное отношение украинской стороны и просят родственников не беспокоиться за их жизнь и здоровье.
Начальник департамента контрразведки в сфере информационной безопасности СБУ Виталий Найда объявил присутствовавшим представителям СМИ, что Ерофеева и Александрова будут судить за терроризм, так как Россия не признает их своими военнослужащими, уточнил Каныгин.
Служили в армейском спецназе
Из опубликованных Службой безопасности Украины видеозаписей допроса россиян — 27‑летнего Александра Александрова из Маломыжского района Кировской области и 29‑летнего Евгения Ерофеева из Самары — следует, что задержанные прибыли на Украину 26 марта 2015 года в составе батальонной группы из 220 человек — военнослужащих 3‑й гвардейской Отдельной бригады специального назначения, дислоцированной в Тольятти, под командованием майора Константина Напольских. По словам задержанных, батальон дислоцировался в Октябрьском районе Луганска. На момент задержания 16 мая 2015 года Александров и Ерофеев находились в составе группы разведчиков из 14 человек, следует из предоставленных доказательств. Капитан Ерофеев командовал группой, а Александров выполнял обязанности разведчика-санитара, говорят они в опубликованном СБУ видео. Группа вела разведку местности в районе моста перед городом Счастье, здесь они были обнаружены бойцами ВСУ, ранены и задержаны в завязавшемся бою, следует из видео.
Представитель российского Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков подтвердил, что захваченные СБУ в Луганской области граждане России Александров и Ерофеев «ранее действительно проходили службу в одном из соединений ВС РФ и имеют военную подготовку», но не являются действующими военнослужащими.
По словам представителя Минобороны, в ведомство обратилось руководство Ассоциации ветеранов войск специального назначения с просьбой «выйти по официальным каналам на Генштаб Украины с целью прекратить издевательства над их ранеными товарищами со стороны сотрудников СБУ в ходе выбивания выгодных показаний». Дополнительных комментариев от Минобороны не будет, дали понять в ведомстве на вопрос РБК.
Обращений не было
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, в Едином государственном реестре юридических лиц нет сведений о существовании организации с названием «Ассоциация ветеранов войск специального назначения». Пока не подключались к работе и известные объединения ветеранов.
В Самарском союзе ветеранов ВДВ и войск специального назначения ничего об обращении какой‑либо из ветеранских ассоциаций по поводу задержания двух бывших военнослужащих не слышали, сказал РБК руководитель самарской организации Виктор Калиничев.
Не располагает информацией об обращениях ветеранов в адрес Минобороны и экс-руководитель разведки ВДВ Павел Поповских. В беседе с РБК во вторник Поповских сообщил, что уточнял информацию об обращении в Минобороны также у председателя Межрегиональной общественной организации ветеранов армейского спецназа ГРУ «Спецназ — АС» генерал-майора в отставке Александра Чубарова. По словам Поповских, руководство этой крупнейшей организации ветеранов спецназа ГРУ также не обращалось в Минобороны.
Жена и бывший сослуживец
В среду журналистам ГТРК «Самара» удалось поговорить с женой сержанта Александрова. В интервью она рассказала, что ее муж служил сержантом-контрактником и уволился из части в декабре 2014‑го, перед Новым годом. «Ему предложили хорошую работу, как он сказал, и хорошую зарплату. Мы вместе приняли это решение, и я его поддержала», — говорит Екатерина Александрова. Часть, в которой проходил службу муж, она не называет. По словам женщины, она не знала, что муж окажется в Луганской области.
Ранее во вторник вечером Русская служба Би-би-си опубликовала анонимное интервью с бывшим сослуживцем второго задержанного — капитана Евгения Ерофеева. Мужчина, проходивший срочную службу в Тольятти в третьей бригаде спецназа в 2010–2011 годах, якобы уверенно опознал одного из своих тогдашних командиров. Бывший солдат тольяттинской бригады назвал свою часть «показательной», но не выделяющейся «суперподготовкой», как принято считать о подразделениях ГРУ. «Можете просто сделать вывод о его отношении к солдатам во время срочной службы, — отзывается о своем командире. — Соответственно, группа бросила именно своего командира. Не посчитала целесообразным спасать его, потому что провал именно не в том, что демаскировались, а в том, что захватили в плен живого командира».