Борьба за конвенцию
КПРФ вместе со студентами российских вузов вчера передали в Госдуму 115 тыс. подписей в защиту ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, предполагающей санкции за незаконное обогащение чиновников. «Справедливая Россия» тоже начала сбор депутатских подписей для рассмотрения соответствующего законопроекта. Парламентарии надеются, что принятые меры помогут обеспечить обсуждение документа на весенней сессии, несмотря на противодействие со стороны партии власти.
С января по март 2013 года студенты и аспиранты российских вузов собирали в Интернете подписи в защиту ратификации спорной статьи Конвенции ООН. Акцию поддержала фракция КПРФ, и вчера фамилии сочувствующих были переданы в Госдуму. «Статья требует прекратить незаконное обогащение, прежде всего чиновников, поэтому они боятся ее как черт ладана», — сказал лидер партии Геннадий Зюганов.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции эсэр Дмитрий Горовцов вспоминает, что борьба за статью ведется с 2006 года, когда Россия подписала конвенцию. Все время депутаты сталкиваются с противодействием со стороны правительства и «Единой России», говорит он: «Их аргументы сводятся к тому, что статья противоречит ст. 49 Конституции о презумпции невиновности. Но они, наверное, не знают о решениях Конституционного суда 2001 и 2003 годов о том, что граждане, идущие на госслужбу, сознательно берут на себя ответственность».
По словам депутата, в комитете, куда он входит, в течение трех лет не рассматривается законопроект, предполагающий ратификацию статьи. «Мы тоже начали сбор подписей депутатов. Их будет более 90, то есть одна пятая часть парламента. При таком количестве не рассматривать будет невозможно», — надеется эсэр.
Один из авторов законопроекта, коммунист Валерий Рашкин, также уверен, что рассмотрение неминуемо: с одной стороны, депутатские подписи, а с другой — собрано более 100 тыс. подписей граждан, что, как обещал президент, служит причиной парламентского обсуждения. «Я думаю, Путин обяжет рассмотреть, — сказал он. — Пока за нежеланием я вижу классовый подход и понимание, что, как только заработает 20-я статья, 99% чиновников нужно будет либо перестать красть, либо сесть за решетку».
В «Единой России» за действиями оппозиционных депутатов видят лишь политическую мотивацию. Зампред комитета по безопасности единоросс Александр Хинштейн утверждает, что он является сторонником ратификации, поскольку это дает реальный механизм борьбы с коррупцией. «Но мы понимаем, что просто ратифицировать невозможно. Для этого необходимо вносить системные изменения в законодательство», — указывает политик.
Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов называет 20-ю статью «единственным инструментом», который позволил бы предотвращать коррупционные преступления. Сотрудники НАК участвуют в борьбе за ее ратификацию. По его мнению, этот процесс можно провести в два этапа: сперва принять статью, а затем внести изменения в УК, предполагающие наказание за незаконное обогащение.
Проблем с отказом от ратификации не видит и первый вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, специалист по конституционному праву Петр Баренбойм. Эксперт обратил внимание, что в 20-й статье прописано, что она работает лишь «при условии соблюдения своей Конституции». По его мнению, принятие законопроекта, напротив, упрочит положение России, имеющей низкие рейтинги по коррупционным показателям.