"Фальстаф" после 40-летнего перерыва - вновь на сцене Большого
“Фальстаф” - серьезное испытание для любой труппы. Партитура, в основу которой положена фуга, изобилует ансамблями (иногда даже для восьми-десяти певцов), сложнейшими формами полифонии, одним из голосов которой становится оркестр. Искусно сплетенная музыкальная ткань требует от исполнителей высочайшего мастерства, виртуозной слаженности, отточенности звучания. Знаменитая финальная фуга написана для всех десяти главных партий - певцы выстраиваются в ряд, и начинается феерическое ансамблевое действо, для создания которого потребовался, как представляется, весь огромный композиторский опыт Верди, написавшего “Фальстафа” - свою последнюю оперу - в 79 лет. Причем привычная оперная структура в какой-то степени прослеживается лишь в партии Фальстафа, остальные же герои на протяжении всего действия перебрасываются музыкальными репликами разной степени сложности, а то и отдельными словами, в многоголосых ансамблях. Исключение составляет лишь линия Нанетты и Фентона с лирическими дуэтами. В такой ситуации задача оркестра совершенно особая и очень усложняется. И Большой выдержал испытание. Дирижер-постановщик оперы - музыкальный руководитель театра Александр Ведерников. Заглавную партию исполнил Юрий Нечаев. Интересны работы Андрея Дунаева (Фентон), Лолиты Семениной (Алиса), Елены Манистиной (миссис Куикли).
Вообще “Фальстаф” ставится часто как веселое шоу, основывающееся на традиция комедии dell arte с персонажами-масками. И Большой, судя по высказываниям Ведерникова, предложившего перенести постановку из La Scala на сцену Большого, рассчитывал, что спектакль будет смешным, легким: “Радость и смех искрятся в каждом слове, в каждой ноте. И я очень хочу, чтобы во время представлений “Фальстафа” в зрительном зале Большого театра звучал искренний смех”. Однако очевидно, что опера Верди не столь однозначна. 79-летний Верди писал о старике, который, отправив любовные послания сразу двум дамам, не просто намеревался “снискать их благосклонность и заполучить денег”, но и искал подтверждения тому, что не все еще в его жизни в прошлом. Но в результате Фальстафа прячут в корзину с грязным бельем и выбрасывают в речку, а в финале заставляют переодеться в “черного охотника” и высмеивают его. Если это и комедия, то грустная.
И для Стрелера, по свидетельству режиссера возобновления Марины Бьянки, которая долгое время работала с мастером, в “Фальстафе” была интересна не буффонада и розыгрыши, а развитие темы любви и старости. Причем Бьянки считает, что Стрелер, работавший над “Фальстафом”, когда ему было почти 60 лет, старался трактовать оперу так, как ее написал композитор, а “темы любви и старости были для него глубоко личными”. В спектакле, показанном на сцене Большого театра, несмотря на интенции создателей нынешней постановки, также проявился трагизм, который присущ опере Верди. А слова “Все в мире - шутка!” звучат если не драматически, то философски. И декорации, закупленные у La Scala для московской постановки, не формируют ощущения легкости. Громоздкие, тяжелые конструкции отсылают к шекспировскому времени. Художник-постановщик “Фальстафа” Эцио Фриджерио - бессменный соавтор Стрелера.
“Фальстаф” как блистательная ансамблевая опера, безусловно, украсила репертуар Большого театра. Фактически опера ставится в Большом только второй раз. В 1962 году А.Мелик-Пашаев и Б.Покровский поставили “Фальстафа” в филиале Большого. После 40-летнего перерыва Большой возвращается к единственной удачной комической опере Верди. “Это самая прекрасная опера Верди и одна из самых прекрасных вообще”, - говорил о “Фальстафе” дирижер Артуро Тосканини, который инициировал в XX веке “ренессанс Верди”.
В нынешнем театральном сезоне “Фальстаф” будет идти в Большом 20, 25 и 26 февраля, 3, 5 и 7 апреля.