Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Восточном военном округе сменился командующий Политика, 12:36
Коротко и дорого: как заработать на «красивых» автомобильных номерах Партнерский проект, 12:34
В Москве на треть упал спрос на элитные новостройки Недвижимость, 12:29
Ключевые игроки строительной отрасли обсудили стратегию ее развития Пресс-Центр, 12:28
Полиция пресекла вооруженное ограбление дома футболиста «Ювентуса» Спорт, 12:26
Эрдоган и Путин обсудили Украину и двусторонние отношения Политика, 12:26
Из бухгалтера — в стратега: как изменилась функция финансового директора Pro, 12:22
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
В Белгородской области продлили режим высокий террористической опасности Политика, 12:19
Военная операция на Украине. Главное Политика, 12:17
Пушилин заявил о подходе подкрепления на краснолиманское направление Политика, 12:17
Путин подписал закон о трудовых гарантиях мобилизованным Политика, 12:11
Оцените цифровую зрелость вашего бизнеса РБК и S+Консалтинг, 12:11
«Мемориал» стал одним из лауреатов Нобелевской премии мира Общество, 12:06
Цена нефти Brent выросла до $95 за баррель впервые с 14 сентября Инвестиции, 12:03
Общество ,  
0 

IKEA остается

Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

IKEA инвестирует в Россию до 2020 года $2,3 млрд, подтвердил шведскому изданию Dagens Nyheter пресс-секретарь компании Даниэла Рогосич. За последние пять лет компания неоднократно грозила заморозить развитие местной сети, но сейчас ее не останавливают ни девальвация рубля, ни антироссийские санкции.

Хватит на удвоение

Еще в начале 2014-го гендиректор IKEA в России Вальтер Каднар говорил, что компания хочет удвоить продажи на местном рынке к 2020-му: «Основной упор делаем на московский рынок, но рассматриваем также возможность открытия новых магазинов в 25 других городах с населением свыше 500 тыс. человек».

Сейчас у IKEA 14 российских магазинов, говорится на ее сайте, в том числе три в Москве (в районах Теплый стан и Белая Дача, в Химках), два в Ленинградской области, по одному в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске, Уфе, Самаре и Адыгее. Кроме того, в России шведы строят торговые центры под брендом «Мега» – их также 14, они расположены рядом с профильными магазинами, торгующими товарами для дома.

Если стандартный гипермаркет IKEA имеет площадь 30–35 тыс. кв. м, то «Мега», согласно данным на сайте сети – 125–304 тыс. кв. м. Инвестиции в открытие могут составлять, соответственно, 4,5 млрд руб. (по данным Интерфакса, во столько оценивались вложения в один из самых «маленьких» гипермаркетов – уфимскую IKEA площадью 28 тыс. кв. м) и 20 млрд руб. (как передавал ТАСС, примерно столько – €260 млн – будет вложено в новую «Мегу» площадью 215 тыс. кв. м, которая заработает в 2018-м в подмосковных Мытищах). Таким образом, за $2,3 млрд или 149,5 млрд руб. (по курсу ЦБ на 20 января) может быть построено около 30 новых гипермаркетов или семь торговых центров.

Но сумма, заложенная в инвестпрограмму, включает не только строительство новых магазинов и моллов, но и расширение существующих, а также возведение фабрик (например, новгородской – стоимостью €50 млн или 3,8 млрд руб., как ранее заявляла компания), модернизацию распределительных центров, сообщила РБК представитель IKEA Мария Тихонова. Детали программы IKEA не раскрывает.

Примерно 60% товаров, продающихся в российских IKEA, производится на местных предприятиях, еще 40% ввозится из-за рубежа – Западной и Восточной Европы, Китая, Индонезии, рассказывала ранее Тихонова. В 2016 году доля российской продукции должна увеличиться до 70%, в 2020-м – до 75%, это один из вариантов сдерживания цен, объясняла она.

Глобальной IKEA принадлежит 305 магазинов в 26 странах, ее выручка в 2013/14 финансовом году (завершился 31 августа 2014-го) достигла €28,7 млрд. Продажи в России конкретизировались только по итогам предыдущего года (завершившегося 31 августа 2013-го) – они выросли на 18%, до 76,4 млрд руб.

Заморозки не будет

«IKEA придерживается своих долгосрочных планов. Мы следим за событиями, происходящими в стране, но наша стратегия остается неизменной», – объясняет Тихонова, почему компания придерживается планов, намеченных до российско-украинского конфликта, референдума в Крыму и драматического ослабления рубля. Менеджмент допускает несущественное изменение сроков исполнения планов по независящим от компании причинам, однако, опираясь на опыт работы на​ рынке в прошлые экономические кризисы, уверен в эффективности бизнес-модели, добавляет представитель IKEA.

IKEA не раз объявляла о приостановке развития в России. Например, в 2009 году президент группы IKEA Андерс Дальвиг говорил, что расширение заморожено «до тех пор, пока не появятся четкие признаки улучшения в непредсказуемой бюрократической системе». Тогдашний гендиректор по России и СНГ Петр Кауфман уточнял, что причиной является «непредсказуемый характер административных процедур в ряде регионов в частности, затянувшееся ожидание полного комплекта разрешительной документации, необходимой для открытия IKEA и «Меги» в Самаре».

В 2011-м о приостановке развития сети «Мега» заявил следующий гендиректор российского подразделения IKEA Пер Вендшлаг. Правда, в сентябре 2014-го гендиректор IKEA Shopping Centres Армин Микаэли сообщил на встрече с арендаторами, что «улучшилась поддержка со стороны властей» и строительство моллов возобновляется.

По данным компании «INFOLine-Ана­литика», российский мебельный рынок в 2014 году вырос на 17%, до 620 млрд руб. «После декабрьского аномального пика продаж мы ожидали январского спада, но пока не видим его», – рассказал совладелец российской мебельной сети Hoff Михаил Кучмент.

Авторы