IKEA остается
IKEA инвестирует в Россию до 2020 года $2,3 млрд, подтвердил шведскому изданию Dagens Nyheter пресс-секретарь компании Даниэла Рогосич. За последние пять лет компания неоднократно грозила заморозить развитие местной сети, но сейчас ее не останавливают ни девальвация рубля, ни антироссийские санкции.
Хватит на удвоение
Еще в начале 2014-го гендиректор IKEA в России Вальтер Каднар говорил, что компания хочет удвоить продажи на местном рынке к 2020-му: «Основной упор делаем на московский рынок, но рассматриваем также возможность открытия новых магазинов в 25 других городах с населением свыше 500 тыс. человек».
Сейчас у IKEA 14 российских магазинов, говорится на ее сайте, в том числе три в Москве (в районах Теплый стан и Белая Дача, в Химках), два в Ленинградской области, по одному в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске, Уфе, Самаре и Адыгее. Кроме того, в России шведы строят торговые центры под брендом «Мега» – их также 14, они расположены рядом с профильными магазинами, торгующими товарами для дома.
Если стандартный гипермаркет IKEA имеет площадь 30–35 тыс. кв. м, то «Мега», согласно данным на сайте сети – 125–304 тыс. кв. м. Инвестиции в открытие могут составлять, соответственно, 4,5 млрд руб. (по данным Интерфакса, во столько оценивались вложения в один из самых «маленьких» гипермаркетов – уфимскую IKEA площадью 28 тыс. кв. м) и 20 млрд руб. (как передавал ТАСС, примерно столько – €260 млн – будет вложено в новую «Мегу» площадью 215 тыс. кв. м, которая заработает в 2018-м в подмосковных Мытищах). Таким образом, за $2,3 млрд или 149,5 млрд руб. (по курсу ЦБ на 20 января) может быть построено около 30 новых гипермаркетов или семь торговых центров.
Но сумма, заложенная в инвестпрограмму, включает не только строительство новых магазинов и моллов, но и расширение существующих, а также возведение фабрик (например, новгородской – стоимостью €50 млн или 3,8 млрд руб., как ранее заявляла компания), модернизацию распределительных центров, сообщила РБК представитель IKEA Мария Тихонова. Детали программы IKEA не раскрывает.
Примерно 60% товаров, продающихся в российских IKEA, производится на местных предприятиях, еще 40% ввозится из-за рубежа – Западной и Восточной Европы, Китая, Индонезии, рассказывала ранее Тихонова. В 2016 году доля российской продукции должна увеличиться до 70%, в 2020-м – до 75%, это один из вариантов сдерживания цен, объясняла она.
Глобальной IKEA принадлежит 305 магазинов в 26 странах, ее выручка в 2013/14 финансовом году (завершился 31 августа 2014-го) достигла €28,7 млрд. Продажи в России конкретизировались только по итогам предыдущего года (завершившегося 31 августа 2013-го) – они выросли на 18%, до 76,4 млрд руб.
Заморозки не будет
«IKEA придерживается своих долгосрочных планов. Мы следим за событиями, происходящими в стране, но наша стратегия остается неизменной», – объясняет Тихонова, почему компания придерживается планов, намеченных до российско-украинского конфликта, референдума в Крыму и драматического ослабления рубля. Менеджмент допускает несущественное изменение сроков исполнения планов по независящим от компании причинам, однако, опираясь на опыт работы на рынке в прошлые экономические кризисы, уверен в эффективности бизнес-модели, добавляет представитель IKEA.
IKEA не раз объявляла о приостановке развития в России. Например, в 2009 году президент группы IKEA Андерс Дальвиг говорил, что расширение заморожено «до тех пор, пока не появятся четкие признаки улучшения в непредсказуемой бюрократической системе». Тогдашний гендиректор по России и СНГ Петр Кауфман уточнял, что причиной является «непредсказуемый характер административных процедур в ряде регионов в частности, затянувшееся ожидание полного комплекта разрешительной документации, необходимой для открытия IKEA и «Меги» в Самаре».
В 2011-м о приостановке развития сети «Мега» заявил следующий гендиректор российского подразделения IKEA Пер Вендшлаг. Правда, в сентябре 2014-го гендиректор IKEA Shopping Centres Армин Микаэли сообщил на встрече с арендаторами, что «улучшилась поддержка со стороны властей» и строительство моллов возобновляется.
По данным компании «INFOLine-Аналитика», российский мебельный рынок в 2014 году вырос на 17%, до 620 млрд руб. «После декабрьского аномального пика продаж мы ожидали январского спада, но пока не видим его», – рассказал совладелец российской мебельной сети Hoff Михаил Кучмент.