Мечтатели из «Юлмарта»
Крупнейший онлайн-ретейлер России «Юлмарт» хочет привлечь до $1,5 млрд, продав до 25% компании на IPO в 2016 году, рассказал РБК глава совета директоров и совладелец Дмитрий Костыгин. Опрошенные РБК аналитики не понимают, как можно это сделать.
Расчет на жадность
«Как ни странно, спрос на наши акции есть. Все в соответствии с известной цитатой о том, что ради 200% прибыли мировые рынки капитала готовы на все», – рассказывает РБК совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. По словам бизнесмена, компания уже презентовала себя многим зарубежным инвесторам. Предварительная оценка кибермаркета от JPMorgan и Morgan Stanley – $5–6 млрд, и, если все пойдет хорошо, именно по ней в 2016 году будут размещаться акции, говорит Костыгин. Таким образом, «Юлмарт» может привлечь до $1,5 млрд.
Пока «Юлмарт» официально не начинал процесс привлечения капитала и не выдавал мандата на организацию размещения. С банком и с площадкой компания определится в марте-апреле.
Площадкой может стать как Лондонская биржа, так и одна из американских, это будет зависеть от оценки компании на момент IPO: в Лондоне имеет смысл делать только масштабные привлечения, а если оценка компании в итоге будет меньше предварительной, компания выберет американскую площадку, пояснил совладелец кибермаркета. Привлеченные деньги пойдут на строительство современных центров исполнения заказов в европейской части России.
Объем продаж по итогам 2014 года «Юлмарт» предварительно оценил в $1,3 млрд без НДС. По прогнозу Костыгина, в 2015 году чистая рублевая выручка компании составит не менее 100 млрд руб.
Поправка на страх
«Юлмарт» – крупнейший онлайн-ретейлер в России. 60% компании принадлежит экс-совладельцам «Ленты» Костыгину и Августу Мейеру, 40% – Алексею Никитину и Михаилу Васинкевичу. У компании 32 кибермаркета (центра исполнения заказов) в пяти федеральных округах России, свыше 280 пунктов выдачи более чем в 190 городах.
В феврале 2014 года стало известно, что компания планирует привлечь стратегического инвестора, продав ему допэмиссию в 10–15% капитала. Потенциальными покупателями тогда называли фонд Tiger Global, Naspers и Mitsui & Co., а пакет акций аналитики оценивали в $100 млн (то есть оценка всей компании была максимум $1 млрд). Однако сделка так и не была заключена.
Чуть позже появились сообщения о планах «Юлмарта» по выходу на биржу. В марте Daily Telegraph со ссылкой на свои источники написала о том, что акционеры компании ведут переговоры с рядом банков и инвестфондов в преддверии IPO, намеченного на 2015 год в Лондоне. В октябре планы по срокам размещения были скорректированы: оно было перенесено на 2016 год, сообщало петербургское издание «Фонтанка». Как тогда заявлял Костыгин, это не было связано с санкциями или экономической ситуацией в России.
Спрос на российские активы на Западе сильно упал из‑за страновых, геополитических и экономических рисков, и в такой атмосфере размещение будет делать очень тяжело, говорит аналитик инвесткомпании RMG Артем Кислюк. К тому же в российском ретейле в 2015–2016 годах ожидается падение спроса: «Я думаю, что инвесторы не будут серьезно закупаться российскими активами и лучше подождать потепления и какого‑то окна для размещения».
Традиционно адекватная оценка интернет-компании с многопрофильным бизнесом типа Ozon или «Юлмарт» – от одного до двух годовых оборотов, говорит генеральный директор «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров. Эта цена может сейчас дисконтироваться из‑за санкций или к ней может добавляться премия за лидерство на рынке, за положительную EBITDA и выход на чистую прибыль (повышение наценки в четвертом квартале 2014 года обеспечило «Юлмарту» рост маржинальности почти вдвое).
В 2015 году «Юлмарт» продолжит активно расти, но даже при оптимистическом сценарии, при стоимости доллара 65 руб., для достижения показателей долларовой выручки на уровне $1 млрд (–23% к показателям 2014 года) рост выручки в рублях должен составить 30%, отмечает Бурмистров. А при более сильной девальвации рубля и за $1 млрд выручки придется побороться. Кроме того, рост процентных ставок может негативно сказаться на финансовой эффективности, несмотря на правильно выбранную стратегию оптимизации ассортимента и сокращения товарных запасов.
«Самая оптимистичная оценка, на которую они могут рассчитывать в 2016 году, – два годовых оборота, то есть примерно $2,5 млрд. Все что выше – это премия за ожидания – отмены санкций, укрепления рубля, успешных сделок M&A и прочее. Инвестбанки рисуют сверхрадужную картину, и, возможно, кто‑то из инвесторов действительно оценивает компанию настолько высоко», – комментирует он. Если ситуация в России стабилизируется, то «Юлмарт» сможет рассчитывать на более высокую оценку в $4 млрд, но не ранее конца 2017 года – первой половины 2018 года.
Для российских компаний сейчас рынки капитала закрыты, их стоимость оценить очень сложно – они не знают, как будут выглядеть их продажи в ближайшие два-три месяца, и потому оценить перспективы IPO, которое запланировано на 2016 год, почти невозможно, категорична аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина.