Куршевель отдыхает
Горнолыжный отдых традиционно считается одним из самых дорогих, но конечная стоимость поездки сильно зависит от того, куда направится турист. Согласно исследованию TripAdvisor, Сочи вошел в тройку самых привлекательных по цене горнолыжных направлений Европы. Аналитики, однако, отмечают, что если поток туристов, в том числе из-за рубежа, возрастет, то и отдых в Сочи значительно подорожает.
В рейтинге самых бюджетных горнолыжных курортов российский Сочи занял второе место. Ски-пасс на один день, обед, пиво и сутки проживания здесь обойдутся в 7,22 тыс. руб. При этом горнолыжный уикенд в олимпийской столице России более чем в три раза дешевле выходных, проведенных во французском Куршевеле, который стал самым дорогим направлением зимнего сезона 2013/14 года (22,74 тыс. руб. за аналогичный набор услуг). На первом месте в списке самых бюджетных курортов оказался болгарский Банско (5,49 тыс. руб.), а замыкает тройку лидеров Ордино-Аркалис в Андорре (7,28 тыс. руб.).
Хотя болгарский Банско и российский Сочи заняли два первых места в списке наиболее привлекательных по цене направлений, Андорра лидирует как самая доступная страна — в топ-10 вошли сразу четыре расположенных здесь курорта. А самыми дорогими для любителей горных лыж оказались Франция и Швейцария — каждой из этих стран принадлежит по четыре курорта в десятке самых дорогих (еще два достались Австрии).
Самые небюджетные отели расположены во французском Куршевеле — средняя цена за сутки достигает здесь 17,43 тыс. руб. Для сравнения: за эти деньги можно провести пять дней в болгарском Банско (в среднем 3,45 тыс. руб. в сутки).
В Сочи один из самых дешевых ски-пассов — в среднем 1,13 тыс. руб., что примерно в два раза дешевле стоимости доступа на склон в швейцарском Церматте (2,69 тыс. руб.). В Банско дешевле всего взять в прокат комплект оборудования (лыжи, ботинки и палки) — всего за 471 руб., а самый дорогой прокат оборудования — в швейцарском Санкт-Морице (2,14 тыс. руб.).
Перекусить тоже дешевле всего в Банско — всего 164 руб. по сравнению с 1530 руб. в Куршевеле. А вот за самым привлекательным по цене пивом надо ехать в Ордино-Аркалис — 73 руб., что в пять раз дешевле, чем в том же Куршевеле (353 руб.).
Результаты исследования TripAdvisor не удивили заместителя главы Ростуризма Евгения Писаревского. «Есть расхожее мнение, что Сочи — очень дорогой курорт. Но это неправда, — заявил он РБК daily. — В Сочи есть возможность для отдыха в любых сегментах: от эконома до люкса. Только в частном секторе там сейчас могут разместиться около 100 тыс. туристов». «Сервис в Сочи местами не уступает мировому, а цены действительно невысокие. Так что в перспективе курорт будет пользоваться успехом у европейцев, для которых престижность места в отличие от россиян не играет роли — они смотрят только на сервис и цену», — отметила директор по развитию туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.
Г-н Писаревский признает, что пока Сочи не пользуется популярностью у иностранцев, но он никогда и не ориентировался на них. «Зимняя Олимпиада кардинально изменит ситуацию. Поток иностранных туристов вырастет многократно, — прогнозирует г-н Писаревский. — Причем Сочи будет позиционироваться не как горнолыжный, а как всесезонный курорт, в том числе и в целях медицинского туризма». С ним согласен эксперт по брендингу городов Томас Шевчик: «Сочи — это город со средиземноморским климатом и горами. После Олимпиады он сможет позиционировать себя как классический курорт высокого разряда. Я вполне могу представить, что Сочи станет следующим Монако или Ниццей».
«Олимпиада, безусловно, повлияет на популярность курорта, поскольку о нем узнают абсолютно все люди во всем мире, кто интересуется зимними видами спорта. То есть тут скажется эффект низкой базы — в сравнении с тем, когда о Сочи знали только россияне и очень небольшое количество иностранце, картина поменяется», — сказал управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Правда, существует опасность, что ценовая привлекательность курорта в итоге может оказаться под угрозой. «Инвесторам будет необходимо обеспечить окупаемость объектов после Игр, то есть риск серьезного повышения цен в туристическом секторе города и на спортивных объектах», — сказал председатель Всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артем Аветисян. «У российской туристической индустрии есть особенность неадекватно завышать цены при появлении интереса к направлению», — резюмировал г-н Ковжаров.