Сверни меня нежно
ФРС объявила, что с января снизит объем скупки облигаций в рамках количественного смягчения с 85 млрд до 75 млрд долл. Решение, которого инвесторы опасались последние полгода, было воспринято рынками с оптимизмом, так как ФРС пообещала не повышать ставки еще долгое время. Фактическое же ужесточение политики Центробанка начнется не раньше 2015 года, прогнозируют эксперты.
Бен Бернанке объявил о начале свертывания самой масштабной в истории ФРС программы стимулирования экономики по итогам своего предпоследнего заседания в статусе главы ведомства. За пять лет и три программы количественного смягчения объем активов на балансе ФРС вырос с 869 млрд до 3,99 трлн долл., и эта сумма продолжит расти. «Сокращение программы на 10 млрд долл. на каждом заседании означает, что покупки будут полностью завершены либо на октябрьском, либо на декабрьском заседании», — прогнозирует экономист Capital Economics Пол Эшворт. Соответственно, отвечать за сворачивание мер придется уже новому председателю ФРС Джанет Йеллен, которая встанет у руля центробанка с февраля.
Инвесторы с мая ждали, что ФРС начнет сворачивать третий этап количественного смягчения. Тогда Бен Бернанке заявил, что это может произойти «на одном из нескольких ближайших заседаний». Инвесторы занервничали, и за июнь капитализация мирового фондового рынка сократилась на 3 трлн долл. Большинство экспертов полагали, что ФРС начнет снижать скупку бондов в сентябре — через год после начала QE3, однако ФРС сохранила программу, а Бен Бернанке отметил, что «не может позволить рыночным ожиданиям диктовать свои условия». Такие неожиданные смены настроений заставляли инвесторов нервничать.
В итоге новость о том, что Центробанк с января сократит скупку гособлигаций с 45 млрд до 40 млрд долл., а ипотечных бумаг — с 40 млрд до 35 млрд долл., вызвала волну оптимизма на мировых рынках. Уже в среду S&P 500 обновил свой исторический максимум, закрывшись на уровне 1810,65 пункта, а в четверг решение ФРС отыгрывали в Азии и Европе. Доллар подорожал, достигнув своего максимума 2013 года по отношению к иене. Доходность 10-летних гособлигаций не сдвинулась с отметки в 2,89%, хотя это ощутимо выше майского уровня в 1,6%.
Причина позитивной реакции рынков в том, что ФРС подкрепила свое решение немного уменьшить скупку бондов заявлением, что «скорее всего, будет оправданно сохранять ставку федеральных фондов в текущем диапазоне (0—0,25%) еще долгое время после того, как безработица опуститься ниже 6,5%». Это дало инвесторам давно желаемую определенность. После пресс-конференции Бена Бернанке индикатор волатильности Vix, известный так же как «индекс страха», опустился сразу на 15%.
«ФРС не хотела сокращать общий объем стимулирования, которое она обеспечивает экономике. Они просто хотели разменять меньшую закупку бондов на более сильное обещание держать ставки низкими. Первые сигналы с рынков свидетельствуют, что ФРС провела этот размен успешно», — полагает экономист Пол Эдельштайн. Эксперты не исключают, что реакцию рынка мог исказить ранний уход трейдеров на рождественские праздники. «Однако вполне вероятно, что скрывает это не будущее бегство из финансовых активов, а будущее ралли после того, как инвесторы вернуться в январе», — считает стратег Standard Bank Стив Барроу.
Приверженность ФРС рекордно низкой ставке рефинансирования будет зависеть от уровня инфляции. Целевой показатель Центробанка по росту цен — 2%. Однако инвесторы не ожидают, что инфляция будет ускоряться. Рынок облигаций не предрекает роста ставки федеральных фондов вплоть до конца 2015 года. 12 из 17 членов Комитета по открытым рынкам ожидают, что первое повышение произойдет в 2015 году, а еще три полагают, что оно будет отложено до 2016 года. При этом медианный прогноз исходит из того, что в конце 2016 года ставки не превысят 1,75%.