Операция «ликвидация»
Европейские налогоплательщики могут вздохнуть спокойно: правительства больше не будут за их счет спасать обанкротившиеся банки. Министры финансов 28 стран ЕС в ночь на четверг согласовали «совместный механизм ликвидации банков» (SRM). Он будет состоять из комиссии по ликвидации и финансируемого самими банками ликвидационного фонда.
В своем заявлении еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье назвал достигнутый компромисс «революционным решением для финансового сектора Европы», который положит конец спасению банков за счет денег населения. В ходе финансового кризиса государства Евросоюза, все вместе, направили на помощь своим банкам около 1,6 трлн евро. В то же время высокопоставленный еврочиновник дал понять, что договоренность о SRM как органе, принимающем решение о ликвидации того или иного института, ему не по душе и он надеется на дальнейшие переговоры с Европарламентом.
Г-н Барнье полагает, что согласованная в Брюсселе технология принятия окончательного решения слишком сложна: сначала о необходимости ликвидации конкретного банка заявляет надзорная инстанция в лице ЕЦБ, затем детали закрытия института прорабатывает специальная SRM и передает свое заключение в Еврокомиссию (ЕК), которая имеет право вето. В случае если возражений у ЕК нет, то автоматически запускается механизм ликвидации. Однако если они у Еврокомиссии все-таки появятся, то со спорными моментами придется разбираться министрам финансов ЕС.
Между тем механизм SRM задуман именно для того, чтобы максимально быстро обеспечить финансирование процесса закрытия разорившегося банка. Причем не затрагивая средств мелких вкладчиков, а привлекая для этого активы самого института и его акционеров. Поэтому важная роль в рамках SRM отводится ликвидационному фонду, который в течение десяти лет за счет взносов банков должен достичь планируемого объема примерно в 55 млрд евро. Предполагается, что в течение этого срока институты будут делать взносы в национальные отделения фонда. Использоваться же эти средства могут только для помощи банку «своей» страны. При этом «обобществление» европейского фонда финансирования ликвидации банков ЕС остается пока еще отдаленной перспективой. Тема эта весьма болезненная, так как граждан, к примеру, Германии вряд ли обрадует, что за счет денег из немецкого ликвидационного фонда спасают, скажем, греческий или испанский банк. Впрочем, на этом этапе возможен и вариант заимствования капитала одного нацфонда у другого. Этот момент главы европейских финансовых ведомств считают весьма важным компромиссом.
«Архитектура, в которой мы нуждались для противодействия кризисам, создана», — заявил по итогам переговоров в Брюсселе министр финансов Франции Пьер Московичи. Предполагается, что согласованная схема будет утверждена Европарламентом в начале 2014 года, а действовать начнет в 2016 году.