Что на самом деле нужно IТ-компаниям для экспансии
Россия поддерживает IT-индустрию привычным методом — ограничивая доступ на внутренний рынок иностранцам. Куда эффективнее израильская модель — продвижение своих компаний за рубежом.
Стратегическая отрасль
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому с 1 января 2016 года государственные органы будут обязаны закупать софт из специального реестра отечественного программного обеспечения.
В последние годы государство активно стремится усилить свою роль в IT-индустрии. Это и новые возможности, и новые риски для отрасли, ценовой объем экспорта которой вплотную приблизился к объему экспорта вооружений и существенно превысил экспорт ядерных технологий.
Российская IТ-отрасль достигла уровня одной из самых мощных среди технологических индустрий после ВПК. В 2014 году IТ-экспорт составил примерно $5 млрд, при этом он от года к году растет двузначными цифрами и есть потенциал для того, чтобы рост продолжался и сейчас, в кризисные годы.
Высокая динамика развития IТ-отрасли определяется набором понятных причин. В этом секторе компании вырастают из стартапов — небольших команд, которым для развития требуются относительно маленькие инвестиции. В нефтехимии создание одного рабочего места требует около 15 млн руб. инвестиций и занимает пять лет. В IТ-индустрии одно рабочее место стоит на порядок дешевле и создается гораздо быстрее. Благодаря этому сильные IТ-компании появляются по всей России.
Выросли из ниш
Хотя большая часть технологий и продуктов создавалась для нашей страны, мы всегда были встроены в глобальный рынок. В отличие от многих рынков, которые были изолированы и стали открытыми только после вступления в ВТО, мы с самого начала конкурировали с лучшими технологиями или использовали их в своих проектах. Нам удалось создать репутацию креативных высокопрофессиональных специалистов, которые конкурируют не по цене, а по способности решать сложные задачи и интегрироваться в международный бизнес.
Достаточно долго государство не замечало нас. Считалось, что за хорошей технологией нужно идти в компанию, которая занимает топовую позицию в конкретном секторе в мире. Нас постоянно сравнивали с компаниями уровня Microsoft и задавали вопросы: «Что с вами будет через десять лет? Будет ли ваша технология лидирующей и конкурентной по сравнению с продуктами крупнейших производителей?»
Для российской IТ-индустрии оставалась ниша проектов небольшого масштаба. На зрелых рынках, конечно, российские производители были не способны составить реальную конкуренцию глобальным, поэтому нам оставалось либо решать для крупных потребителей нишевые задачи, либо играть роль сервисных партнеров по внедрению западных решений. Считалось, что в глобальном распределении роль России не связана с высокотехнологичными рынками, и государство боролось за свою позицию на традиционных для него целевых рынках..
Информационные «Жигули»
Сейчас возникло понимание, что необходимо создавать собственные технологии. Безопасность, IТ-инфраструктура, модернизация производства и управления — государство хочет, чтобы IТ-индустрия поддержала его потребности в этих сферах.
Сегодня государство — крупнейший заказчик для IТ-отрасли. По разным подсчетам, на долю госзаказов на отечественном IТ-рынке приходится порядка 85 млрд руб. И сейчас запрос государственных заказчиков сместился от поставок «железа» к предоставлению услуг по созданию информационных систем, их внедрению, сопровождению и развитию.
Однако есть и обратная сторона введения ограничительных мер для иностранных компаний: это может отрезать нас от инноваций глобального рынка, в результате чего наши решения будут гораздо слабее.
У нас и так отношение к отечественным IТ-продуктам сегодня, как к «Жигулям». Хотя мы продаем далеко не «Жигули» и даже не развиваем разработки советских времен. Все технологии мы создали сами. Если мы их продаем на глобальном рынке, значит, они конкурентоспособны. Надо понимать, что многие западные компании покупают российские технологии, «обертывают» их, продвигают и продают обратно в Россию. $5 млрд экспорта — это заказная разработка, которая частично возвращается к нам в виде конечных продуктов западных поставщиков. Мы используем западный продукт, но не понимаем, что внутри «сидит» российский код. Выходит, мы слабее в маркетинге и в продажах даже у себя в стране.
Израильская модель
Одними ограничениями проблему развития IT-отрасли не решить, нужен комплекс мер. Примером эффективного развития IT-экосистемы может служить израильская модель. Государство способствует «посеву» новых проектов и бизнесов в IТ-сфере, после чего не вмешивается в их развитие. И затем именно государство активно помогает продвигать разработки израильских IТ-компаний на мировом рынке через сеть из более чем 40 своих торговых представительств по всему миру. Ключевой фактор успеха подхода Израиля — получение IТ-решений, востребованных на мировом рынке, а не только среди внутренних заказчиков.
У нас государство не занимается продвижением. Мы обсуждали эту тему с Минэкономразвития России, они переадресовали нас к российским торгпредствам за рубежом. Но торгпредства больше ориентированы на продвижение промышленной продукции, которую можно презентовать в рамках выставок, форумов. Так что на деле российские IТ-компании в одиночку ведут работу в зарубежных странах, где мы можем конкурировать с американскими и европейскими производителями. В Латинской Америке, в арабских странах к нам отмечается высокий интерес, но часто мы проигрываем из-за того, что у нас нет инструментов, которые есть у других производителей, таких как межгосударственные соглашения и так далее.
Если государство хочет стимулировать развитие IT-отрасли, то нужно внимательнее присмотреться к опыту Израиля. И нужно действовать сразу по двум направлениям. Во-первых, строить IТ-экосистемы, что приведет к появлению новых компаний. Во-вторых, создать сеть торговых представительств в посольствах России по всему миру по программе продвижения отечественных IТ-компаний и IТ-решений. Все это приведет к созданию конкурентоспособных предложений на мировом рынке. Только выход на рынки других стран позволит нам получить скачок в развитии отрасли. Понятно, что на рынки США и Европы нас не пустят, там давно и плотно все поделено. Однако мы еще можем успеть выйти с отечественным ПО и услугами на рынки Азии, Африки, Латинской Америки.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.