Путин рассказал о разрушительных последствиях «антинародного мышления»
«Отстаивая свободу собраний, шествий, митингов, нельзя забывать об ответственности за свои слова и свои действия», – заявил глава государства на заседании Совета безопасности России, где рассматривается государственная концепция противодействия экстремизму [цитата по ТАСС].
Путин сказал, что разжигание конфликтов на национальной и религиозной почве, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя – это «прямое проявление антинародного мышления, это прямые проявления экстремизма».
«О разрушительных последствиях таких действий нужно помнить», – призвал Путин, подчеркнув, что за такие действия «придется отвечать». По его словам, экстремизм несет угрозу национальной безопасности и способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы.
«В современном мире экстремизм используется как инструмент геополитики и передела сфер влияния, – продолжил президент. – Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых «цветных революций», какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты подспудного, а иногда и грубого, как у нас говорят, «ломового» внешнего вмешательства в их жизнь». Он добавил, что это «урок и предупреждение» для России, которая «обязана сделать все необходимое, чтобы подобное никогда не случилось» в этой стране.
Тема «оранжевых революций» с новой силой зазвучала в России с начала украинского конфликта. Путин затрагивал эту тему в конце августа на Селигере. «Американцы к чему ни прикасаются – всегда Ливия получается или Ирак», – говорил он, объясняя, что Кремль, в отличие от Вашингтона, всегда поддерживает действующую власть. В качестве примера он привел позицию своей администрации во время украинской «оранжевой революции» 2004–2005 годов.
В марте, вскоре после решения о присоединении Крыма, президент говорил на встрече с сенаторами: «Мы должны проанализировать опыт «оранжевых революций», защитить граждан от националистов, от ультрас».
Украинский кризис вызвал ожесточенную полемику в российском обществе. В ответ на масштабную акцию «Марш мира», направленную против вмешательства России во внутреннюю политику Украины, собравшую 27 сентября в Москве, по данным полиции, пять тысяч человек, а по данным организаторов – до 100 тысяч участников, поддерживающие власть общественники провели альтернативный митинг на Поклонной горе. Участники акции выразили солидарность с политикой российских властей на Украине.
Некоторые провластные политики и общественники осудили участников «Марша мира», назвали мероприятие «маршем предателей», а его участников обвинили в выполнении политического заказа США. Как сказал тогда РБК председатель Центрального совета Союза десантников России Павел Поповских, организаторы «Марша мира» только прикрывались популистскими лозунгами, а на самом деле «выполняли политический заказ США и проводили антироссийскую политику». «Эта команда, которая собирается на марш – это и есть «пятая колонна», – подчеркнул Поповских. – Под красивыми лозунгами они выполняют политический заказ иностранного государства, а именно – Соединенных Штатов Америки. Как проводники не национальной политики, а политики противников Российской Федерации».
Одним из самых заметных объектов критики для сторонников жесткой линии в отношении Киева стал солист группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Его концерт в Донбассе 12 августа осудили представители «Единой России» и другие провластные силы. Депутат Евгений Федоров обвинял музыканта в давнем «сотрудничестве с фашистами», а также в том, что Макаревич «перешел на сторону врагов Российской Федерации».