Битва за время
Производители часов за последние два года совершили сделки по слиянию и поглощению объемом свыше 1 млрд долл. Большая часть из них пришлась на швейцарских поставщиков деталей и механизмов. Аналитики полагают, что это приведет к взлету цен на часы и разорению небольших производителей.
Весной этого года французская компания Hermes International, которая производит свои часы в Швейцарии, выкупила две трети в местном производителе часовых корпусов Joseph Erard, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Сумма сделки не раскрывается, однако она позволила Hermеs наладить устойчивые поставки корпусов для своей линии Arceau Le Temps Suspendu. «Мы хотим обезопасить наши будущие поставки стратегически важных компонентов», — говорит гендиректор часового подразделения Hermеs Люк Перрамон.
Аналогичные сделки провели основные конкуренты Hermеs — Richemont и LVMH. Richemont потратила около 80 млн евро на покупку швейцарского производителя корпусов Varin-Etampage, а LVMH приобрела поставщика циферблатов ArteCad. Еще один значимый игрок, Gucci Timepieces & Jewelry, купил производителя циферблатов Fabbrica Quadranti. Ситуацию на рынке усугубило разрешение, которое получила Swatch Group от швейцарских регуляторов в октябре, на ограничение поставок ключевых компонентов своим конкурентам. Swatch — крупнейший в мире производитель часовых механизмов и частей. Ожидается, что компания продолжит сокращать их поставки для механических часов в следующем году и полностью прекратит к 2020 году. С 2011 года, когда впервые заговорили о снижении поставок от Swatch, производители часов совершили приобретения на общую сумму свыше 1 млрд долл. Большую часть из них составили как раз поставщики деталей. Восемь из десяти гендиректоров из часовой индустрии заявили, что поглощения продолжатся в ближайшие полтора года, свидетельствуют данные опроса Deloitte.
Рынок уже начал ощущать на себе последствия такой масштабной экспансии. «Сейчас компании в затруднительном положении, чтобы получить то, что им нужно. Это приведет к еще большим слияниям», — пояснил WSJ консультант Deloitte Говард да Силва. Средняя цена деталей выросла в этом году на 6%. Кроме этого производители часов опасаются, что поглощения могут стоить их часам надписи Made in Switzerland. Чтобы часы могли считаться сделанными в Швейцарии, 60% деталей должно быть произведено именно в этой стране. Топ-менеджеры компании Parmigiani Fleurier, которая выпускает свои собственные модели, а также поставляет компоненты 17 другим производителям, полагают, что небольшие компании будут вынуждены уйти из часового бизнеса. Если они не найдут поставщиков швейцарских механизмов и деталей, то не смогут называть свои часы швейцарскими и, соответственно, выставлять за них высокую цену. «У некоторых компаний будут проблемы с тем, чтобы по-прежнему производить настоящие швейцарские часы», — говорит гендиректор компании Жан-Марк Жако.