Оптимистично жесткий
Вчера правительство утвердило проект бюджета на 2014—2016 годы. Его согласование шло тяжело: борьба ведомств за дополнительные ресурсы (а точнее, против сокращения существующих) длилась до последнего момента. В итоге документ оказался жестким, хотя исходит из довольно оптимистичного прогноза.
Посткризисное восстановление торговых партнеров России было не таким быстрым, как хотелось бы, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства. Более того, все международные организации вынуждены понижать свои прогнозы развития мировой экономики, например МВФ — с 4 до 3,1% на этот год, добавил он. Поэтому и проект российского бюджета получился «весьма жестким». При его составлении правительство принимало во внимание ограничения неблагоприятной конъюнктуры на финансовых и сырьевых рынках, использовало бюджетное правило и учитывало демографические факторы, перечислил премьер.
«Бюджетные правила ― для нас закон», — подтвердил позднее министр финансов Антон Силуанов. Хотя МЭР ожидает, что среднегодовая цена нефти Urals в следующем году будет 101 долл. за баррель, согласно бюджетному правилу, бюджет верстался исходя из базовой цены 93 долл.
Силуанов рассказал, что в ходе верстки разные ведомства просили Минфин выделить на дополнительные расходы в общей сложности 3 трлн руб. Но при общих расходах в 13,5 трлн руб. в 2014 году (см. таблицу) сделать это было невозможно. В итоге треть всех расходов бюджета (32,5%) приходится на силовые ведомства — по статьям «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Чуть меньше — 27,1% — на социальные обязательства (см. диаграмму). На образование будет выделено 4,3% расходов, на здравоохранение — 3,4%.
Главная задача российской экономики — снижение издержек, убежден Антон Силуанов. Это было учтено и при верстке бюджета. «Можно сказать, что следующая трехлетка ― это трехлетка сокращения издержек», — выдвинул лозунг глава Минфина.
Дмитрий Медведев признал, что в основе бюджета — далеко не консервативный прогноз, а это значит, что де-факто бюджет может оказаться еще более жестким. Если в этом году Минэкономразвития ожидает роста российского ВВП на 1,8%, то в следующем предполагает его ускорение до 3%. Чтобы этого достичь, надо многое сделать, напутствовал глава кабмина: обеспечить приток частных инвестиций, улучшать деловой климат, создавать современную транспортную инфраструктуру, модернизировать законодательство и институты, повышать эффективность работы госорганов.
3-процентный рост — все равно неоправданно оптимистично, заметил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, представлявший на заседании экспертный совет при правительстве. Экономиста поддержала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее мнению, базовый прогноз МЭР предполагает, что институциональные перемены будут сразу же конвертироваться в экономический рост, но это не происходит так быстро. Кроме того, в прогнозе слишком завышен рост инвестиций: учитывая падающие прибыли частных компаний и нерастущие цены на нефть, он кажется малореалистичным, отметила Эльвира Набиуллина.