Избирательные средства
Несмотря на установленный законом запрет иностранного финансирования избирательных кампаний, парламентские партии и их кандидаты в губернаторы получают поддержку из-за рубежа. К такому выводу пришли эксперты «Голоса».
Финансирование через «прокладку»
В новом докладе, посвященном выборам 14 сентября, движение наблюдателей «Голос» раскрывает источники иностранного и бюджетного финансирования кандидатов в губернаторы от парламентских партий. Федеральный закон запрещает финансировать избирательные кампании из иностранных источников и за счет средств бюджетов всех уровней. Если 30% уставного капитала организации принадлежит иностранным лицам или российским органам власти, то она не может жертвовать в избирательные фонды.
Запрет успешно обходили губернаторы, избиравшиеся в прошлом году, и те, кто баллотируется на выборах 14 сентября, сообщают эксперты. Для этого достаточно сделать «прокладку» между российской компанией, пожертвовавшей средства в избирательный фонд, и ее иностранными собственниками в виде еще одного «российского» юридического лица, пишут они.
К подобной схеме прибегли финансовые доноры врио омского губернатора Виктора Назарова, утверждают авторы исследования. Избирательный фонд Назарова получил 3 млн руб. от компании, владеют которой через одно юридическое лицо учредители на Кипре и Британских Виргинских островах, говорится в докладе. Назаров заявил РБК, что не изучал вопрос финансирования собственной избирательной кампании, и попросил обратиться в избирательный штаб. Руководитель штаба в среду вечером был недоступен для комментариев РБК.
Схожим образом поступили в избирательные фонды врио губернатора Ростовской области Василия Голубева в совокупности 2,5 млн руб. и около 1 млн руб. в кампанию врио губернатора Смоленской области Алексея Островского, утверждает «Голос». Авторы исследования подробно описывают механизмы, с помощью которых деньги были получены кандидатами в губернаторы. РБК пока не удалось получить комментарии представителей Голубева и Островского.
Недостижимые бюджеты «Единой России»
Значительную часть средств избирательных фондов кандидатов составляют перечисления от выдвинувших их партий. Эксперты «Голоса» изучили финансовые отчеты парламентских партий за 2013–2014 годы и также обнаружили следы иностранного финансирования.
Эксперты обращают внимание на явное финансовое доминирование «Единой России». По официальным данным избирательных комиссий, совокупный избирательный фонд кандидатов от партии власти на данный момент в 2,5 раза превышает совокупный фонд всех остальных кандидатов, вместе взятых.
В избирательные фонды кандидатов от доминирующей партии уже поступило 240,6 млн руб., в то время как кандидаты от всех остальных партий располагают суммой в 92,97 млн руб., из которых 34,65 млн руб. приходится на избирательный фонд смоленского врио губернатора Островского (ЛДПР).
Скрытое бюджетное финансирование
Исследование показало актуальность проблемы скрытого использования бюджетных средств для финансирования избирательных кампаний, говорится в докладе. Например, в избирательный фонд врио губернатора Ростовской области Василия Голубева поступило 1,3 млн руб. от компании, которая почти целиком находится под контролем государства, утверждается в докладе.
Кроме того, авторы доклада указывают, что в период избирательной кампании повсеместно происходит увеличение бюджетных расходов, направленных на решение острых социальных проблем, финансирование массовых культурных событий, что используется в агитационных целях. Так, в Калининграде, по сообщениям СМИ, в год выборов почти в два раза вырос объем средств, выделенных на ремонт автодорог. В июне 2015 года прошло первое массовое мероприятие в концертном зале «Янтарь Холл», на постройку которого было потрачено 2,5 млрд руб. Правительство Калининградской области выступило организатором джазового фестиваля, который, по сообщениям очевидцев, был использован для проведения агитации врио губернатора Цуканова. В Чувашии перед посещением кандидатом на должность главы республики, выдвинутым «Единой Россией», предприятиями в срочном порядке погашается имеющаяся задолженность по выплате заработной платы.
Кандидаты, обладающие административным ресурсом, также активно используют для проведения избирательной кампании в свое рабочее время помещения, принадлежащие органам власти или бюджетным учреждениям, сообщают эксперты.
Политолог Валерий Хомяков пояснил РБК, что традиционно финансирование избирательных кампаний в России ведется по сложным и непрозрачным схемам. «Непонятно, зачем врио губернаторов нужны деньги на кампании, когда зачистка их конкурентов была произведена еще на этапе регистрации на выборах», — отметил эксперт.