Охотник на «Большое яблоко»
Следующим мэром Нью-Йорка может снова стать миллиардер. Джон Катсиматидис в отличие от действующего главы города Майкла Блумберга не носит костюмы за 5 тыс. долл., предпочитая демократичные от Jos. A. Bank за 190 долл. Однако отсутствие лоска в одежде компенсируется отличными бизнес- и политическими связями, а также «близостью к народу» — ведь сын греческого иммигранта надеется стать «лидером Гарлема и Уолл-стрит».
СВОЙ БИЗНЕС БЕЗ КРЕДИТА
Катсиматидис родился в 1948 году на остове Нисирос. Через шесть месяцев его родители переехали в Нью-Йорк, где его отцу пришлось стать помощником официанта, несмотря на то что в Греции он занимал более почетную должность смотрителя маяка. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Катсиматидис помогал дяде своего друга Тони в небольшом супермаркете на 137-й стрит. Тони магазином интересовался не сильно, поэтому продал приятелю свою долю за 10 тыс. долл. Чтобы побыстрее заняться коммерцией, Катсиматидис бросил учебу, хотя до окончания университета оставалось меньше года.
В 1971 году Катсиматидис открыл свой первый собственный магазин на пересечении Бродвея и 99-й стрит, при этом не беря кредит у банка. Потом появился второй супермаркет. За год его сеть, которую он назвал Red Apple, разрослась до десяти магазинов. Среди его нововведений стало обслуживание в течение 24 часов, бесплатная доставка и обналичивание чеков клиентов. «В 24 года я управлял бизнесом, который приносил 25 млн долл. в год, при этом лично я зарабатывал миллион долларов в год», — вспоминает бизнесмен.
К 1981 году Red Apple насчитывала уже 27 магазинов в Бронксе и Манхэттене, а годовые продажи составляли 40 млн долл. К 1985 году эта цифра выросла уже до 110 млн долл., а в 1986 году Red Apple приобрела 26 супермаркетов Gristede Brothers и 11 магазинов Charles & Co. В 70—80-е годы в Нью-Йорке процветали рэкет и грабежи. Чтобы оградить свой бизнес от преступников, Катсиматидис начал спонсировать Атлетическую лигу полицейских. «Банды обходили мои магазины стороной, так как знали, что я близок к органам правопорядка», — цитирует бизнесмена Crain’s New York Business. При этом Катсиматидис довольно мстителен. После того как репортер Daily News написал, что в его магазине полно крыс, бизнесмен, который уверяет, что это была клевета, приказал изъять все копии газеты из супермаркетов. Кампания продолжалась до тех пор, пока журналист не был уволен.
УДАЧЛИВЫЙ ИНВЕСТОР
Сейчас состояние Катсиматидиса оценивается в 3,4 млрд долл. Однако основную ценность в его портфеле представляют не супермаркеты, а нефтяные и газовые активы. Прибыль от магазинов бизнесмен эффективно инвестировал в прочие отрасли, при этом руководствуясь главным правилом: не вкладывать более 10% прибыли в один проект.
В 70-х Катсиматидис стал инвестировать в авиацию (в частности, ему принадлежала авиакомпания United Air Fleet с парком в 40 корпоративных самолетов). Однако в середине 80-х, как раз перед кризисом в индустрии, он вышел из нее, купив всего за 7,5 млн долл. находящуюся на грани банкротства нефтеперерабатывающую компанию United Refining. «Я спас тогда их от «Ларри Ликвидатора» (героя фильма «Чужие деньги»). Я спас 5 тыс. рабочих мест», — вспоминает Катсиматидис. Правда, спасение прошло не совсем гладко: выяснилось, что по заказу бизнесмена велась прослушка сотрудников компании. Сам Катсиматидис все отрицал, но заплатил 1 млн долл., чтобы быстрее уладить дело в суде. Благодаря этой покупке он получил обширную сеть заправочных станций, у которых открыл небольшие супермаркеты Red Apple. В прошлом году прибыль United Refining составила 200 млн долл. при выручке в 3,7 млрд долл. По оценкам Citigroup и Credit Suisse, компания стоит 2,2—2,7 млрд долл.
КЛИНТОН КАК ВДОХНОВЕНИЕ
Катсиматидис активно обзаводился полезными связями в политических кругах. В его офисе Red Apple развешаны фотографии хозяина с влиятельными людьми, многих из которых он называет своими друзьями. На снимках — экс-президент Кубы Фидель Кастро, бывший Папа Римский Иоанн Павел II, президент США Барак Обама и его соперник на президентских выборах Митт Ромни. На одной из фотографий жена миллиардера танцует с Биллом Клинтоном, которого бизнесмен называет своим кумиром, тогда как он и Хиллари Клинтон смотрят на пару. Его дочь Андреа вышла замуж за внука экс-президента Ричарда Никсона.
РАВНЕНИЕ НА БЛУМБЕРГА
Впервые серьезно о том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка, Катсиматидис задумался в 2009 году. Тогда он потратил 300 тыс. долл. на консультантов и политологов, чтобы определить свои шансы на успех. Однако когда выяснилось, что Блумберг идет на третий срок, бизнесмен отступил.
Сам Катсиматидис признается, что доволен итогами 12-летнего правления технократа Блумберга и намерен продолжать его политику, делая особый акцент на обеспечении безопасности города: «Я не позволю демократам снова отдать улицы бандам». В числе зачастую неоднозначных предложений по улучшению жизни в городе — проведение в третий раз в Нью-Йорке Всемирной выставки уже в 2014 году, организация приюта для старых извозчичьих лошадей из Центрального парка, а также выдача хозяевам бесплатного корма для животных в течение трех месяцев, если питомцы взяты из спецприютов, где их ждала бы смерть. «Не обязательно воплощать в жизнь все его идеи, однако вряд ли хотя бы один из кандидатов предложил хоть что-нибудь более оригинальное или запоминающееся», — цитирует The Wall Street Journal профессора Колумбийского университета Эстер Фукс, которая консультировала Блумберга.
Противники указывают на то, что у Катсиматидиса нет политического опыта. Зато у него есть деньги. Грек планирует выделить на кампанию 20 млн долл. личных средств — столько же, сколько суммарно собрали остальные десять кандидатов. Блумберг на кампанию 2009 года потратил 102 млн долл., однако он и богаче (состояние основателя Bloomberg оценивается в 27 млрд долл.).
«Я не бизнесмен среднего порядка, и я не буду средним политиком. Я мог бы одеваться получше, переехать в более симпатичный дом, специальные люди могли бы меня потренировать, чтобы более ловко отвечать на вопросы журналистов. Но я такой, какой есть. Я доволен собой. Люди всегда недооценивали меня — может, из-за прически. Но я преуспел. Я покорял одну вершину за другой, и для меня борьба за мэрство является просто следующим препятствием. Я хочу победить, не изменяя себе», — уверяет Катсиматидис.