Народ теряет Volkswagen
Все больше молодых немцев не могут позволить себе купить легковой автомобиль, свидетельствует полученное РБК daily исследование Center Automotive Research (CAR) при Университете Дуйсбурга-Эссена. Причина проста: средняя цена автомобиля на крупнейшем рынке Европы за последние 30 лет выросла втрое. В результате даже популярный бренд Volkswagen уже перестал быть народным автомобилем.
Если в 1980 году средняя стоимость нового легкового автомобиля в ФРГ составляла в пересчете из дойчемарок в евро 8420, то в 2012 году этот показатель достиг 26 446 евро. Автопроизводители явно исходят из того, что на такой насыщенный рынок, как в Германии, нужно поставлять все более качественный и дорогой товар. Отсюда стремление производителей даже машин экономкласса активно внедрять различные инновационные изыски, которые ведут к удорожанию автомобиля. Расчет делается на то, что расходы благополучных немцев продолжат расти.
Расходы потребителей на покупку авто действительно растут, но дефицитом становятся покупатели моложе 35 лет. Так, если в 1990 году при средней цене на новый автомобиль 15 340 евро доля молодых клиентов среди всех покупателей была 27,9%, то в 2012 году при средней цене авто 26 446 евро она упала до 12,2%. В исследовании CAR указано, что минувший год оказался рекордным и по величине средней цены на автомобили, и по минимальной доле молодежи среди покупателей. Был установлен еще один весьма знаменательный рекорд: средний возраст покупателя нового легкового автомобиля составил в минувшем году в Германии 51 год и 9 месяцев. Никогда еще клиенты местных автосалонов не находились в таком преклонном возрасте.
Высокие цены на рынке новых автомобилей подтолкнули дилеров к тому, что они стали все чаще регистрировать их сначала на себя в качестве служебных или демонстрационных экземпляров (в 2012 году — почти 30%). Затем, выдержав минимальную паузу, эти «авто с минимальным пробегом» предлагались клиентам со скидкой более 20% по сравнению с рекомендуемой производителем ценой. Естественно, дилеры приобретали эти автомобили тоже на льготных условиях, так что без прибыли они не оставались. Спросом «подержанные авто почти без пробега» пользуются, естественно, в первую очередь у молодежи, которая интерес к авторынку отнюдь не потеряла. Просто она не в состоянии платить нынешнюю цену.
Если из перечня ведущих автомобильных марок исключить Dacia, Smart и Fiat, то в 2012 году ни у одной из них средняя цена авто не была ниже 15 тыс. евро. Все концерны упорно двигаются в направлении премиального сегмента, и почти никто не желает продавать бюджетные автомобили. В 2013 году средняя стоимость автомобилей Hyundai в Германии выросла до 17 173 евро, Renault — до 17 914 евро, Seat — до 18 411 евро, Toyota — до 18 731 евро, а Skoda — до 19 419 евро. Таким образом, Volkswagen (средняя цена — 23 740 евро) уже больше не является для молодых людей народным автомобилем.
Одним из наиболее успешных брендов в Германии стала Dacia, которая «предлагает честные бюджетные автомобили», считает руководитель CAR профессор Фердинанд Дуденхеффер. Все остальные производители и их дилеры широко применяют разнообразные варианты скидок. В итоге если какая марка и может претендовать на звание народного автомобиля, так это именно Dacia. Ее продажи стартовали в ФРГ в 2005 году с отметки 2047 штук, а в 2012 году достигли 44 965 штук. Средний рост продаж за этот период составил 12%. Такие показатели в наше время можно встретить разве только в Китае, полагает г-н Дуденхеффер.