Торговля европейского уровня
По данным Cushman & Wakefield, в 2014 году Россия впервые стала крупнейшим рынком торговой недвижимости Европы, обогнав лидера последних 43 лет — Францию. В прошлом году больше половины новых ТЦ в Европе открылись в России.
Рынок номер один
К концу прошлого года общая площадь торговых центров в России превысила 17,7 млн кв. м, в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн кв. м, отмечается в последнем отчете Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость Европы». Великобритания остается третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения, равным 17,1 млн кв. м. По итогам 2013 года Россия занимала третью позицию, однако рекордный ввод торговых площадей, продолжающийся и в 2015 году, помог потеснить многолетних лидеров.
По состоянию на 1 января 2015 года общий объем торговой недвижимости Европы составляет 152,3 млн кв. м, увеличившись за год на 3,3%, говорится в исследовании. Аналитики Cushman & Wakefield отмечают, что, несмотря на то что Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, больше всего нового строительства сосредоточено в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн кв. м, в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более чем в два раза меньше — 981 тыс. кв. м.
Начало 2015 года тоже оказалось рекордным. По данным консалтинговой компании JLL, на рынок Москвы вышло около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем первого квартала за всю историю рынка. При этом в целом по России динамика стала замедляться: если в январе—марте 2014 года было открыто 11 качественных торговых центров общей полезной площадью 410,4 тыс. кв. м, то в этом году за тот же период открылось только шесть ТЦ на 348,7 тыс. кв. м, подчеркивают в Cushman & Wakefield. Три из них были построены в Москве: ТРЦ Columbus, ТЦ «Кунцево Плаза» и Центральный детский магазин на Лубянке.
Безрадостный рекорд
Украинский кризис и последовавшие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, что особенно четко проявилось во второй половине прошлого года, вызвали у арендаторов паническую реакцию, констатирует партнер, руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России Максим Карбасникофф. «Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ретейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей», — добавляет он.
Сегодняшняя ситуация в чем-то напоминает 2009 год, когда достраивались и выходили на рынок объекты, начатые еще до кризиса. «В начале 2009 года также был зафиксирован рекордный для первого квартала ввод торговых площадей — 156 тыс. кв. м», — вспоминает начальник департамента торговых площадей JLL Татьяна Ключинская. В том числе именно тогда открылся прежний лидер рейтинга крупнейших ТЦ Европы «Золотой Вавилон Ростокино» площадью аренды 170 тыс. кв. м. В этот кризис лидер сменился. Новым крупнейшим торговым центром Европы стал ТЦ «Авиапарк» c арендопригодной площадью 226 тыс. кв. м.
Но отличием этого кризиса стал невысокий показатель визуальной заполняемости торговых центров на момент запуска. Даже при том что большинство площадей в открывающихся ТЦ сданы в аренду, доля арендаторов, открывающихся вместе с самим комплексом, не превышает 40%, говорят в JLL. И если одни девелоперы готовы на это пойти, то другие предпочитают перенести официальное открытие. Так, например, поступил Центральный детский магазин на Лубянке, который вместо конца декабря, анонсировавшегося ранее, открылся только в конце марта. В «Галс-Девелопмент» это объясняли именно низкой степенью готовности помещений арендаторов.
Впрочем, «Авиапарк», основным акционером которого является сын Аркадия Ротенберга Игорь, не побоялся открыться полупустым в конце ноября 2014 года. «Если прошлой весной было сдано в аренду 70% площадей, то сегодня в торговом центре подписаны договоры в отношении около 86% площадей, при этом открыты двери больше половины магазинов», — рассказывает генеральный директор «Авиапарка» Максим Стерлягов. При этом площадь объекта позволяет ему вести нестандартную политику в отношении арендаторов. Например, приглашать двух арендаторов, работающих в одном сегменте, таких как «Дочки-сыночки» и «Детский мир» или «М.Видео» и Media Markt.
Общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах, несмотря на большой объем ввода в первом квартале, выросла незначительно — с 6 до 6,5%, подсчитали в JLL. В то же время в ближайшие два года из-за низкого спроса со стороны ретейлеров торговые центры продолжат открываться с заполненностью галереи на уровне 30–50%. «Всего в 2015 году мы ожидаем значительное снижение объемов ввода новых торговых площадей, всего по России будет введено в эксплуатацию не более 1,3 млн кв. м», — прогнозирует Карбасникофф из Cushman & Wakefield. Должен снизиться и объем ввода в Москве. Если ранее девелоперы заявляли о планах по строительству свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, то реальный результат окажется почти вдвое ниже — около 450 тыс. кв. м, прогнозируют в JLL. При этом вакантность перестанет расти так же стремительно, как в прошлом году, и вырастет примерно до 8%, добавляют аналитики.