Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

«Защищать потребителя на 100% — неправильно»

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В минувшем зимнем сезоне не было ни одного прибыльного направления, рассказал в интервью РБК председатель совета директоров туроператора Coral Travel Джошкун Юрт. Задача на лето — выйти из зимнего минуса.

«Не было ни одного прибыльного направления»

— Каковы итоги закончившегося зимнего сезона? Ваши ожидания оправдались?

— (Смеется.) Оправдалось катастрофическое снижение спроса. Как раз его в последние два-три месяца мы и ожидали. Изначально, конечно, планы были другие. В начале 2014 года мы предполагали, что у нас в зимнем сезоне вообще будет рост на 30%. Но уже в августе на рынке начались проблемы, доллар стал резко дорожать, политическа​я обстановка изменилась — планы пришлось корректировать. Корректировали, корректировали, и вот что у  нас получилось. Приведу цифры по каждому месяцу: в октябре 2014-го по сравнению с октябрем 2013-го у нас был рост на 28%...

— Это по числу обслуженных туристов?

— Да. Ноябрь — по-прежнему рост на 25%. А в декабре уже был минус 9%. Январь — уже минус 26%, февраль — почти минус 50%, март — примерно минус 40%. По апрелю мы уже сейчас видим 98% продаж — где-то минус 25%.

— То есть можно говорить, что дно пройдено?

— Думаю, да. С ноября по апрель сокращение наших программ по сравнению с прошлым годом составляет порядка 22%. Но это наши цифры. Снижение на рынке в целом могло быть более 40%.

— Есть ли направления, которые у вас показали все-таки этой зимой рост?

— Только те, на которых мы начали работать недавно. И рост там объясняется просто низкой базой. Например, мы впервые из регионов начали летать во Вьетнам. Все же основные направления, конечно, в минусе. И, естественно, если говорить уже о деньгах, то не было ни одного прибыльного направления.

— При этом зимний сезон прошел достаточно спокойно. Таких громких крахов, как летом 2014-го, не было. Почему? Туроператоры стали вести более разумную политику или просто все, кто должен был уйти, уже покинули рынок?

— У нас, конечно, нет никакого желания, чтобы кто-то обанкротился, хотя в прошлом году мы уже привыкли к банкротствам. Это очень правильный вопрос. На самом деле должны были обанкротиться и туроператоры, и авиаперевозчики, и зарубежные принимающие компании. Дело в том, что есть компании, проблемы которых не связаны с нынешним кризисом. Но как раз из-за того, что начался кризис, эти компании просто заморозили выплаты по своим долгам. А те, кому они должны, не настаивали на выплатах. Как в такой ситуации требовать деньги? Так что, если бы не было проблем в экономике, эти компании, возможно, разорились бы этой зимой. У некоторых долги тянутся еще с 2013 года. То есть их бизнес уже давно убыточный. Но кризис таким компаниям как раз помог.

— Почему же прошлым летом с рынка со скандалом ушло так много туроператоров? Сами компании ссылались на падение спроса, которому способствовал запрет сотрудникам правоохранительных органов выезжать за границу.

— Это лишь одна из причин, не самая значительная. Разорились те, у кого неправильно были выстроены бизнес-процессы. Если у компании гигантские объемы, но при этом нет никаких возможностей — ни технологических, ни финансовых — эти объемы обслуживать, то как ей не разориться? С другой стороны, «Лабиринт» [крупный туроператор по Греции, приостановивший свою деятельность в августе 2014 года] был нормальной компанией, но совершенно непонятно, как был устроен его авиаброкерский бизнес.

Другие разорившиеся в прошлом году компании были небольшими: кто-то отправлял в год за границу максимум 100 тыс. туристов, кто-то — 30 тыс., кто-то — 10 тыс. И основным их направлением была Европа. Когда снизился поток в Европу, у них автоматически возникли сложности.

На рынок уход этих компаний никак не повлиял. Серьезная проблема была бы, если бы обанкротились один-два туроператора из первой десятки. Но в прошлом году этого не было, зато был шум из-за большого числа покинувших рынок компаний. Что, к сожалению, негативно отразилось на отношении ко всем туроператорам.

«Почему мы не можем отправлять российских туристов в Крым?»

— О чем свидетельствуют акции с ранним бронированием в этом году? Какой будет летний сезон?

— Мы ожидаем, что в этом году люди будут покупать туры в последний момент. Объемы раннего бронирования на конец марта были ниже, чем в прошлом году, на 45%. В апреле показатели приближаются к прошлогодним. Но по раннему бронированию делать выводы обо всем сезоне очень сложно. Мы больше в своих прогнозах ориентируемся на результаты зимнего сезона и на опросы клиентов через турагентства. Наш вывод: на европейских направлениях спад будет на 40–50%, на дальних направлениях в целом по всему году — минимум 50–60%, если до зимы не произойдет масштабных улучшений в экономике. В летнем сезоне по Египту мы ожидаем падения на 10–15%, по Турции — где-то 20%.

— Турция, по вашим оценкам, просядет даже больше, чем Египет, потому что второе направление более бюджетное, а предпочтения будут отдаваться более дешевым турам?

— Да. По нашей компании у нас планы такие: Греция — нулевой прирост, потому что у нас в Греции появился в этом году эксклюзивный продукт — отели Mitsis. Это позволит поддерживать объемы. По Испании — снижение примерно на 40%. По Болгарии ожидаем рост из-за большого количества бюджетных туров. В прошлом году мы только начали работать на направлении, поэтому тут будет сказываться эффект низкой базы. В целом по Европе прогнозируем снижение на 15–20%.

За весь 2015 год на дальних направлениях ждем сокращения на 40%, в Европе — на 15–20%. В Египте с учетом прошедшего зимнего сезона будет снижение на 20%. А общее число обслуженных клиентов уменьшится, по нашим расчетам, на 15%.

Это поездки за границу. Но у нас есть еще и туры по России. И за счет них мы частично компенсируем потери от зарубежных поездок.

— Объясните, почему вы еще год-полтора назад заявили о своем интересе к внутреннему туризму, когда про кризис еще никто не говорил?

— Мы это сделали в соответствии с нашим бизнес-планом. В 2013 году мы начали серьезно готовиться к работе, а в прошлом году вышли на рынок. Сейчас на внутренний туризм из-за подешевевшего рубля смотрят уже многие туроператоры.

— Российский союз туриндустрии несколько лет подряд сравнивал расценки на отдых в Турции и на черноморском побережье Краснодарского края. И каждый раз Турция оказывалась дешевле, при этом качество услуг там было выше. Сложно ли отобрать российские отели, которые бы соответствовали ожиданиям клиентов?

— Мы делали такой анализ. По сегодняшнему курсу доллара Краснодарский край получается примерно на 20–30% дешевле, чем Турция. В Анапе и Геленджике это разница еще больше, в Сочи она составляет 15–20%. Качество услуг, конечно, немного другое, чем в Турции. Но клиент первым делом смотрит на цену, поэтому предложения по Краснодарскому краю, как мы считаем, будут востребованы.

— Сколько вы отправили клиентов на отдых внутри страны в прошлом году и каковы планы на этот сезон?

— В прошлом году это было около 18 тыс. человек.

— Для вас это капля в море.

— В июле 2014 года мы для себя определили, какой объем будет на направлении на следующий год, а в августе уже начали заключать договора с отелями. Тогда мы запланировали, что на отдых по России отправим 120 тыс. человек. Эти планы поменялись: сейчас мы рассчитываем уже на 150 тыс. Это без учета Крыма. Его мы тоже добавили в наш ассортимент. По Крыму мы рассчитываем на порядка 50 тыс. И это только пакетные туры.

— Как раз хотел спросить про Крым. Вы турецкая компания…

— Почему? Мы российская компания.

— Российская компания, которая является частью крупного турецкого холдинга. Он, как вы раньше заявляли, не исключает возможности выйти на западную биржу. Вас работа в Крыму не смущает?

— А почему она должна нас смущать? Почему мы не можем отправлять российских туристов в Крым? Тут даже нечего обсуждать.

— Но вы же читаете новости: американская Carlson Rezidor Hotel Group из-за санкций ушла из Крыма…

— Это другое дело: они там работали. А мы здесь, в России, отправляем наших туристов в Крым.

«Задача поставлена: ноль или небольшой плюс»

— Вы упомянули, что проблемы сейчас испытывают не только туроператоры, но и авиаперевозчики и принимающие компании. Вы во всех своих партнерах уверены? К примеру, продолжаете ли вы активно работать с «Трансаэро», чье руководство в конце 2014 года попросило помощи у государства?

— Не хочу даже думать, что с «Трансаэро» может что-то произойти. Я могу судить о ее положении из сообщений прессы и из тех цифр, которые авиакомпания сама называет. Не так просто оценить положение компании такого масштаба. Мы регулярно встречаемся с руководством «Трансаэро», хотелось бы верить, что у нее и дальше все будет хорошо.

— Вопрос о страховщиках. Можно ли утверждать, что, как показал прошлый год, институт финансовых гарантий себя не оправдал? Клиенты разорившихся туроператоров если и получили компенсации, то совсем крохотные.

— Давайте вначале назовем положительные стороны. Есть «Турпомощь» [отраслевое объединение, в которое все операторы должны ежегодно вносить минимум по 100 тыс. руб. и которое осуществляет экстренную эвакуацию домой находящихся за границей клиентов разорившихся турфирм], и у нее есть фонд.

— Вам не обидно, что клиентов «Невы», «Лабиринта», «Южного креста» и других разорившихся туроператоров вывозили в том числе и на ваши деньги?

— Естественно, обидно. С другой стороны, такой пример: мы ежегодно страхуем свои самолеты. Если за минувший год в мире увеличилось количество аварий, наш страховой взнос сразу увеличивается. И неважно, что именно у нас в прошлом году все было хорошо. Так или иначе, «Турпомощь», я считаю, положительное явление.

Зато большой негатив вызывает страхование ответственности туроператоров. Законопроект [в минувшем марте Госдума приняла в первом чтении подготовленные поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ»] предлагает увеличить размер фингарантии. Мы свое мнение по этому вопросу высказывали, но не знаю, будет ли оно услышано.

Вообще защищать потребителя на 100%, я считаю, неправильно. У потребителя есть все возможности принять решение, что и у кого покупать. Он тоже должен нести хоть какую-то ответственность за свой выбор. Может быть, половину от стоимости тура. Если вы, не дай бог, заболели, вы наверняка думаете, к какому врачу вам обратиться, обзваниваете знакомых, спрашиваете их совета, рекомендации. То же самое должно быть и с турпоездками.

— Госдума сейчас предлагает ввести в туризме саморегулирование. Сам бизнес в 2012 году выступал с такой инициативой, но она тогда была отвергнута. На ваш взгляд, что лучше: саморегулируемая организация (СРО) или «Турпомощь», в которую обязан вступить каждый оператор выездного туризма?

— Какая разница?

— Ваша СРО могла бы отказаться принять в свои ряды, условно говоря, тот же «Лабиринт».

— Он бы нашел другую саморегулируемую организацию.

— Да, но когда «Лабиринт» признает свою финансовую несостоятельность, платить за него будет не ваша СРО, а другая, которая взяла на себя такой риск.

— Не думаю, что это решение. В такой СРО может быть до 20–25 компаний. Но если с одной из них что-то случится, хватит ли у такой СРО собственных средств, чтобы рассчитаться с пострадавшими потребителями? С другой стороны, одна большая СРО тоже плохо. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

— Ассоциация туроператоров России предлагает такой подход: давайте откажемся от фингарантий и создадим два компенсационных фонда. Один — аналог «Турпомощи», в который делают отчисления все компании, другой — индивидуальный, который каждый туроператор формирует самостоятельно.

— Мы входим в президиум ассоциации и сейчас ищем компромиссный вариант. Могут остаться фингарантии, и туроператор может сформировать свой индивидуальный фонд. Каждая компания сама выбирает, какой механизм ей больше подходит.

— Вернемся к прогнозу на летний сезон. Что будет с выездным турпотоком, вы сказали. А в деньгах сезон будет прибыльным?

— В целом по этому году у нас задача поставлена: ноль или небольшой плюс. Потому что прошедшая зима — это уже масштабный минус. Летом надо выйти в плюс, чтобы компенсировать зимние убытки. Честно говоря, давно уже такой бюджет для себя мы не принимали. Все прошлые годы были прибыльными, даже 2009 год. Только в 2011-м из-за Египта [из-за «арабской весны» Ростуризм в феврале—марте того года настоятельно рекомендовал турфирмам не продавать туры в Шарм-эль-Шейх и Хургаду, в результате самое массовое зимнее направление фактически было закрыто] неожиданно для нас было небольшое падение.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
ВСУ обстреляли поселок Красное в Белгородской области Политика, 16:45
WSJ узнала о подготовке помощниками Трампа крупнейшей депортации в США Политика, 16:44
Умерла заслуженная артистка России Наталия Кудрявцева Общество, 16:38
В «Динамо» сообщили о продлении контракта с главным тренером Личкой Спорт, 16:37
Российские ПВО уничтожили дрон самолетного типа над Белгородской областью Политика, 16:34
В Рубежном из-за обстрела повреждена пожарная часть Политика, 16:30
Лавров заявил, что противостояние с Западом «в полном разгаре» Политика, 16:27
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Капитан сборной Латвии заявил, что никогда не будет больше играть в КХЛ Спорт, 16:26
Продюсер Фадеев объявил о перезапуске группы Serebro Общество, 16:17
Лавров счел неактуальным партнерство с ЕС как минимум на одно поколение Политика, 16:10
Стрелявшего в словацкого премьер-министра Фицо пенсионера арестовали Политика, 16:03
Сборная Швеции разгромила команду Латвии на ЧМ по хоккею Спорт, 15:59
В Кривом Роге прозвучал взрыв Политика, 15:59
В Харьковской области эвакуировали почти 10 тыс. человек Политика, 15:57