Закон компромисса
Госдума приняла во втором чтении законопроект о Федеральной контрактной системе, который должен прийти на смену действующему закону о госзакупках. На обсуждение более 900 поправок Охотному Ряду понадобилось девять месяцев, за это время второе чтение документа откладывалось не менее десяти раз. Третье рассмотрение запланировано уже на эту пятницу, а вступление закона в силу — с 1 января 2014 года.
Законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС) прошел второе чтение в Госдуме. По словам руководителя группы по доработке ФКС Игоря Игошина, за девять месяцев депутатами рассмотрено около 900 поправок. Ко второму чтению было внесено 463 поправки, 345 из них было отклонено. «Ряд рекомендуемых поправок призван закрыть выявленные нами дыры, способные стать лазейкой для хищений и коррупции», — прокомментировал депутат. По данным главы комитета по экономической политике и предпринимательству Игоря Руденского, через госзакупки Россия направляет в экономику более 7 трлн руб. ежегодно. При этом эксперты уверены, что суммы украденного составляют не менее седьмой части от всего объема госзакупок.
В качестве одного из инструментов борьбы с коррупцией депутаты предложили отказ от так называемых «закупок четвертого квартала» (когда процедура закупок идет в ускоренном темпе). Кроме того, изменилась статья об антидемпинговых мерах: в ней теперь требуется не неопределенное «обоснование цены контракта», а автоматическое увеличение стоимости обеспечения контракта в случае, если участник предлагает заниженную цену.
Еще один блок поправок касается преференций для отечественных производителей. «Мы предлагаем предоставить правительству право вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, как сейчас, но и с целью стимулирования отечественной экономики», — отметил г-н Игошин.
Критерий цены, который еще год назад всеми силами отстаивала ФАС, в итоге подвинут на задний план. Депутаты проголосовали за концепцию того, что заказчики должны исходить не из стоимости предложения, а из качества закупки. Главное, чем отличается новый документ от 94-ФЗ, — введение систем планирования, мониторинга и аудита госзакупок (действующее законодательство регулирует лишь процесс госзаказа).
«Предлагаемый документ — результат серьезного компромисса. Но именно поэтому он, уверен, получит поддержку Думы», — добавил г-н Игошин. «Компромиссов действительно было много, — вспоминает собеседник РБК daily, с самого начала принимавший участие в разработке законопроекта. — Главный из них заключается в компромиссе между изначально противоположными точками зрения между Минэкономразвития и ФАС. За это время в обоих ведомствах сменились команды, возможно, это тоже поспособствовало сближению позиций». В прошлом году, когда премьер и президент буквально «приговорили» 94-ФЗ, ФАС и Минэкономразвития представили две альтернативные версии законопроекта о ФКС. Главное идеологическое различие между ведомствами заключалось в том, какой способ закупки сделать главенствующим: антимонопольная служба настаивала на аукционах, а экономическое министерство — на конкурсах.
Замена старого закона о госзакупках (94-ФЗ) новым — о контрактной системе — произойдет 1 января 2014 года. Для начала полноценного функционирования закона в случае его принятия предстоит подготовить еще около 50 подзаконных актов, заявил журналистам замминистра экономического развития Владимир Симоненко. «Конечно, главным элементом этой работы будет запуск и внедрение единой информационной системы, которая направлена на прозрачность закупок», — добавил он.