Слабое звено партий
Юристы «Яблока» провели расследование и обнаружили, что коллеги из «Гражданской платформы» выдвигают в московские участковые избиркомы людей, рекомендованных властью. В партии обвинения опровергают и утверждают, что от «засланных казачков» никто не застрахован из-за проблем с законодательством. Эксперты говорят, что подконтрольных администрации президента людей можно найти во всех партиях.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин опубликовал результаты внутрипартийного исследования, согласно которому 75% кандидатов в УИК Бирюлево-Восточное от «Гражданской платформы» (ГП) — люди, которые отметились организацией выборов президента год назад. Ему удалось раскопать их политическое прошлое: кандидаты представляли ранее федерацию профсоюзов, различные парламентские партии и общественные организации. Как пишет г-н Митрохин, всего восемь человек из 26 не выдвигались ранее от других организаций. Из этого политик делает вывод, что ГП сотрудничает с проверенными людьми главы ЦИК Владимира Чурова.
Лидер «яблочников» рассказал РБК daily, что информацию обнаружили его юристы. «В открытых источниках такая информация не публикуется, — отметил он. — Мы отследили, что эти люди находятся в обойме власти». Сергей Митрохин предположил, что такое количество засланцев в списке ГП может быть связано и с неопытностью партийных юристов, но основной версией все же назвал именно сотрудничество с Кремлем.
Он отметил, что от таких кандидатов не застрахована ни одна партия, но в «Яблоке» нашли способ избежать их проникновения: с претендентами проводят подробные собеседования и выясняют, где они работали раньше. «Если это профсоюзы, работники ДЕЗов или бюджетники, мы им отказываем», — поделился лидер партии.
В «Гражданской платформе» соглашаются, что проблема фильтрации кадров актуальна. Юрист, член федерального гражданского комитета партии Ксения Зеленцова говорит, что проверить каждого претендента на попадание в УИК невозможно физически. «У нас только по Москве около 9 тыс. человек. Для проверки мы пользовались в том числе «списком Чурова». Кого вычленяли, тем отказывали», — рассказывает она, отметив, что сложность проверки заключается также и в том, что не существует открытой информации по таким кандидатам и их участию в предыдущих выборах.
При этом, по словам г-жи Зеленцовой, исключить из своих списков тех людей, которых разоблачили коллеги из «Яблока», уже не получится, поскольку не существует процедуры отзыва. «Это может быть только добровольно. Я знаю, что некоторые партии предлагали своим людям подписывать отзывы еще до начала их работы. Мы на это не шли, это некрасиво по отношению к людям», — заключает она.
Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев делится своими способами противостоять «казачкам». «Всего более 90 тыс. УИК по стране, мы должны записывать на эти участки людей из общественных и других организаций. В такой массе часть засланцев проскочит, случаи у нас бывали, — вспоминает коммунист. — Но мы стараемся брать людей, которые уже как-то проявили себя, либо из организаций, близких нам по духу».
По мнению политика Бориса Надеждина, обвинять какую бы то ни было партию в сотрудничестве с властью и желании способствовать фальсификациям только на основании выдвижения кандидатов от администрации нельзя. «Есть люди из администраций, учителя, которые реально считают голоса, но нужно, чтобы их представляли партии. Так делают все партии, это интерес двух сторон», — пояснил он.