Иностранных туристов будут заманивать в Россию особыми зонами
Поток зарубежных граждан, желающих потратить в России деньги на отдых и культурные развлечения, постепенно мельчает. Хотя со стабилизацией политико-экономической ситуации в стране, развитием и укреплением отечественной туристической отрасли должно, по идее, быть наоборот. Тем не менее, в 2005 году по сравнению с 2004 годом число въездных туристов сократилось на 16,5%.
Да, въездной туризм падает, согласилась в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе", заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия. Вместе с тем она заметила, что если туризм с целью отдыха за последний год действительно сократился на полмиллиона человек, то деловой туризм, то есть посещение страны для бизнеса, наоборот, на полмиллиона увеличился.
Некоторые эксперты вообще считают цифры подсчета приехавших к нам иностранцев, которых зачисляют в число туристов, весьма условными. Так, из более чем 22,2 млн человек, посетивших Россию в 2005 году, более 12 млн составили жители стран СНГ, которые в подавляющем большинстве в нашей стране деньги не расходуют, а зарабатывают. К ним можно добавить "туристов" из Турции, Китая, Монголии, Вьетнама и некоторых других стран. Поэтому если вычесть миллионы незаконных трудовых мигрантов, то урон отечественного въездного туррынка может оказаться гораздо значимее.
Начиная с 2000 года и фактически до 2004 года, рынок культурно-познавательного туризма рос ежегодно примерно на 15-20%, говорит другой гость телеканала РБК генеральный директор компании "Академсервис" Леонид Исакович. Вместе с ним росли цены поставщиков – это гостиницы, экскурсии, транспорт, рестораны и т.д. И за эти годы цена полного пакета тура для среднестатистического иностранного туриста выросла в 2-2,5 раза, отметил эксперт. В то же время, за последние два года страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии оптимизировали цены, развивали инфраструктуру туризма и перехватили инициативу у российских туроператоров - поток развернулся в их сторону.
Кроме высоких цен на услуги, причины кризиса отрасли эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для иностранцев и острой нехватке доступных, но благоустроенных гостиниц. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. По словам Н. Шенгелия, решается вопрос о либерализации визового обмена с Японией и т.д. А вот с гостиницами, индустрией развлечений и отдыха дело обстоит гораздо сложнее. 90% туристических потоков ориентированы на Москву, Санкт-Петербург, города "Золотого кольца", и выясняется, что именно в столицах вымывается сегмент самых востребованных у зарубежных клиентов двух-трехзвездочных отелей. Особенно в Москве, где места сносимых гостиниц – "Москва", "Интурист" и некоторых других - займут элитные комплексы, которые вряд ли будут привлекательны для зарубежных посетителей со средним достатком - их в турпотоке основная масса, которые готовы раскошелиться на отдых в России за пару недель на 1-2 тыс. долл., а не на порядок больше. Да и времени, пока комплексы будут построены, пройдет немало. В строительство же недорогих гостиниц в столице инвесторы, в том числе иностранные, средства вкладывать не желают, справедливо полагая, что с учетом всех расходов подобный проект не окупится никогда. Гораздо выгоднее вкладывать деньги в супердорогое элитное жилье.
Не случайно в последнее время власти и туроператоры обратили большое внимание на развитие въездного туризма в регионах. Так, Федеральное агентство по туризму, которое, к слову, работает немногим больше года, активно рекламирует туры по российским провинциям, естественно тем, где создана необходимая инфраструктура, есть гостиницы. Например, на берегах озера Байкал. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону регионов правильный, но длительный и дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию – это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны, - построить там современные туристические комплексы и мощно их прорекламировать. При должном отношении перспективы хорошие. Так, по словам Л.Исаковича, поток инотуристов только на Байкал в течение одного года может составить 150-200 тыс. человек. Но на рекламу туризма в России, по данным аналитиков, необходимо тратить не менее 100 млн долл. в год. Франция, особо не нуждающаяся в рекламе, например, ежегодно тратит на эти цели 60 млн евро.
В России для рывка в развитии въездного туризма потребуется привлечь большие инвестиции. И здесь без государственной поддержки не обойтись. Первый шаг, будем надеяться, сделан. 17 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании нового вида особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационных. Организациям, которые будут заниматься там созданием, реконструкцией, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказанием различных услуг, обещаны налоговые льготы. В частности, это льготные ставки социального налога, снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, освобождение от уплаты налога на имущество и землю в течение первых пяти лет. На территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешена также разработка месторождений минеральных вод и других ресурсов, используемых в лечебных целях.
Интерес инвесторов и региональных губернаторов, по словам участников телепрограммы РБК, велик уже сейчас. В претендентах на ОЭЗ около 20 субъектов Федерации, в частности, Бурятия, Вологодская, Иркутская и Калужская области, Карелия, Краснодарский край, Поволжье и т.д. Законопроект пройдет через парламент, надо думать, быстро и без помех, так как его поддерживает правительство, давшее положительное заключение. А думская фракция "Единой России" считает этот законопроект приоритетным. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов ранее отметил, что к концу весенней сессии президент уже может подписать закон.
Однако туристические ОЭЗ – это задел на будущее. Пока же эксперты прогнозируют небольшой спад в отрасли в 2006 году, который продолжится и в ближайшие два-три года. Участник телепрограммы РБК президент компании KMP Group Владимир Канторович считает, что падение въездного туризма составит в этом году 10%, если, конечно, не повлияет политическая ситуация, к которой этот рынок очень чувствителен. Так, по словам эксперта, мы ощутили всплеск заявок на поездки в нашу страну после "карикатурного" скандала: европейцы боятся ехать отдыхать на юг в мусульманские страны и бронируют себе места в России.