Бизнес дороже
Депутат от «Единой России» Василий Толстопятов покинул Госдуму по своему желанию — вчера парламентарии поддержали его решение своими голосами. Ранее коллеги-оппозиционеры уличили его в слишком высоких для «слуги народа» доходах и намекнули на его предпринимательскую деятельность. Сам единоросс от комментариев отказывается, однако политологи предполагают, что добровольная сдача им мандата связана с боязнью проверок контролирующими органами.
Депутаты Госдумы одобрили отставку зампредседателей комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Василия Толстопятова и Рамазана Абдулатипова. Последний указом президента назначен и.о. главы Республики Дагестан, и с его уходом у экспертов вопросов не возникает. Сложение мандата г-на Толстопятова, напротив, официальной версии не имеет: причины своего ухода единоросс корреспонденту РБК daily комментировать отказался.
Заместитель председателя Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов сказал, что сложение полномочий связано только с личным желанием самого г-на Толстопятова. «Насколько мне известно, он получил предложение от серьезной компании и принял решение работать там», — сказал он РБК daily.
Депутат-эсэр Дмитрий Гудков предполагает, что его коллега по Госдуме сдал мандат из-за попадания в список «Золотых кренделей» (осенью прошлого года он в своем блоге опубликовал серию материалов, разоблачающих депутатов, занимающихся бизнесом, и назвал их «Золотые крендели «Единой России», что стало впоследствии именем нарицательным). В версию с переходом г-на Толстопятова в «серьезную компанию» он не верит. «По моим данным, у нас есть столько депутатов, совмещающих бизнес и законодательную деятельность, что никто бы и не заметил, что малоизвестный депутат Толстопятов вошел в какую-то компанию», — говорит г-н Гудков. По его мнению, достойной заменой мандату в данном случае могла стать только руководящая должность в госкорпорации или крупном ведомстве.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин склонен разделять такую версию. «Уже был прецедент с депутатом из Ростова Алексеем Кнышовым, тогда был большой скандал. Не исключено, что и здесь то же самое, — рассуждает он. — Он так же, как и Кнышов, пришел из коммерческой структуры, не настолько влиятельной и не имеющей достаточной поддержки в Москве, чтобы оградить себя от проверок».
Проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков уверен, что Василий Толстопятов будет не последним единороссом, сдавшим мандат. «Раз за разом им будут более настойчиво предлагать определиться, кто ты, депутат или предприниматель, и многие выберут бизнес», — поясняет политолог. Дмитрий Гудков добавляет, что в настоящее время он располагает подтвержденной в ФНС информацией о четырех законодателях, занимающих руководящие посты на коммерческих предприятиях.