Телематические способности
Сегодня принято считать, что развитые страны шагнули далеко вперед в области собственных разработок высоких технологий и вряд ли в ближайшее время уже кто-то сможет их догнать как по уровню сервиса, так и по применяемым инновационным решениям.
Однако в нашей стране существуют отрасли, темпы развития которых позволяют в самые короткие сроки достигнуть, а где-то и превзойти мировой уровень. Среди них, например, российский рынок систем мониторинга транспорта. Его объем в 2012 году составил 12 млрд руб., а ежегодный темп роста количества оснащений транспорта навигационным оборудованием (38—40%) в последние несколько лет превосходит скорость развития большинства инновационных отраслей США и Европы.
При этом и технологически, и — что очень важно — с точки зрения решаемых задач российский рынок транспортной телематики развивается очень быстро. Десять лет назад при помощи GPS-трекеров искали украденные машины. Это давало результат — машины, оснащенные оборудованием слежения, угоняли реже, а страховали их дешевле. Пять лет назад при помощи ГЛОНАСС/GPS-технологий велась активная борьба с прямым воровством — главным трендом был контроль местонахождения транспорта в рабочее время и расход топлива. Это тоже дало эффект: компании, внедрившие систему мониторинга, смогли сэкономить 25—30%, а где-то и до 50% затрат на ГСМ.
В последние годы активно внедрялись навигационные решения, позволяющие контролировать соблюдение маршрутов и расписания общественным транспортом, а также качество выполнения работ различными службами города. Усилия были сосредоточены в области разработки уже не столько нового оборудования, сколько программного обеспечения, обрабатывающего геоданные. В результате мы научились автоматизировать процесс управления тысячами автобусов, машин аварийных служб и патрульных автомобилей в режиме реального времени. И это вполне европейский уровень управления инфраструктурой. Кто-то скажет, что в Европе такие сервисы успешно работают уже десять лет, а в России только внедряются. Но отставание не повод отказываться от технологии, тем более что есть возможность преодолеть его за несколько лет.
В России на рынке транспортной телематики сейчас реализуются проекты, равных которым по масштабу в мировой практике нет. Например, проект системы управления транспортом АК «Транснефть», в ходе которого оснащается 20 тыс. транспортных средств и создается более 700 автоматизированных рабочих мест диспетчеров.
2013 год станет периодом развития интерактивных сервисов и взаимодействия систем мониторинга с городской инфраструктурой. Продолжится развитие интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы и других крупных городов. На данный момент элементы ИТС уже внедрены в 122 городах и 60 регионах России, создано более тысячи диспетчерских центров. В Москве работает крупнейшая автоматизированная система диспетчерского управления, под контролем которой находится более 8500 автобусов, трамваев и троллейбусов.
Сегодня существует дискуссия о том, что для борьбы с пробками в крупных городах нужно строить новые дороги, а не оснащать ГЛОНАСС-оборудованием троллейбусы и трамваи. Безусловно, нужно делать и то, и другое. Но строительство нужного числа дорог — длительный и дорогой процесс. Учитывая, что российская столица ежедневно встает в пробках, нужно использовать все возможности для улучшения ситуации, и адаптивная дорожная инфраструктура — одна из наиболее эффективных по соотношению цена/качество. Автоматизированная система управления наземным общественным транспортом, внедренная в последние годы, — один из важных шагов к повышению качества его работы. Качества, которое сделает привлекательным для жителей мегаполисов передвижение на общественном транспорте.
В ближайшие годы начнет работать ЭРА-ГЛОНАСС, в рамках которой по данным оборудования будут определяться дорожные инциденты, на которые будут оперативно выезжать спасательные службы. Многие критики также утверждают, что «скорую помощь» и ГИБДД могут вызывать другие водители. Однако не нужно забывать о размере и климате нашей страны, а также о протяженности и, к сожалению, состоянии российских дорог. Вероятность оказаться в кювете снежной или дождливой ночью на пустой трассе существует всегда, и здесь возможность автоматически передать сигнал бедствия может спасти и здоровье, и жизнь многим водителям.
Огромные размеры России и широчайшее использование именно автомобильного транспорта — те факторы, которые делают именно отрасль транспортной телематики одной из ключевых для развития нашей страны. Безопасность на дорогах, точность работы общественного транспорта, эффективность городской дорожной инфраструктуры и, что крайне важно, логистических процессов — все это зависит от возможности удаленного контроля транспортных средств и оптимизации маршрутных и других решений на базе полученных телематических данных.
То, насколько быстро будет развиваться эта отрасль, зависит уже от нас. Впереди повсеместное внедрение ЭРА-ГЛОНАСС, в результате которого навигационное оборудование появится в каждом автомобиле. Произойдет и интеграция в ИТС городов геоданных мобильных устройств, открывающая массу возможностей для развития уже коммерческих сервисов и проектов. Российский рынок транспортной телематики огромен и вмещает не только масштабные проекты с государственным участием, но и значительное количество перспективных ниш для бизнеса, среди которых: установка и обслуживание навигационного оборудования, разработка отраслевых решений, создание сервисов на основе навигации.
Я уверен: вполне возможно добиться того, что в ближайшие годы Россию можно будет по праву называть одним из лидеров развития геоинформационных сервисов в транспортном комплексе.