Список будущих миллиардеров
Журнал Forbes опубликовал рейтинг самых ярких молодых предпринимателей, в котором оказались сразу несколько россиян.
Глобальный рейтинг молодых бизнес-лидеров, по версии Forbes, был опубликован в начале года, 19 января журнал впервые выпустил его европейскую версию. Сам рейтинг журнал делает уже пять лет. В каждом рейтинге 20 номинаций, включая «Финансы», «Венчурный капитал», «Технологии» и т. д. Всего в этом году было номинировано 1500 человек. Заявки на номинации принимались через соцсети, работу по подбору номинантов также вели журналисты Forbes. Финалистов в каждой категории определяло жюри, в состав которого входили специалисты в указанных областях.
Всего в европейском рейтинге оказались 300 человек, представленных в десяти различных секторах. Среди них — сразу восемь россиян, включая, например, теннисистку Марию Шарапову (в номинации «Развлечения»).
Прорыв в технологиях
Например, в номинации «Технологии» оказался 23‑летний Дмитрий Аксенов — сооснователь компании DigitalGenius, специализирующейся на поставках крупнейшим компаниям программ для автоматических голосовых сообщений. В мае прошлого года их компания привлекла инвестиции в размере $3 млн.
Идея создать программу для бизнеса на базе искусственного интеллекта родилась у Аксенова, когда он учился в колледже в Великобритании. В интервью изданию FusionWire.net в прошлом году предприниматель рассказывал, что увлекался технологиями с самого детства и создал своего первого робота в семь лет. В основе работы DigitalGenius лежит технология FinGenius, которая, используя машинное обучение, позволяет распознавать вопросы на любом естественном языке вне зависимости от того, поступает речь в устном или письменном виде, а затем автоматически отвечать на них. Самообучающаяся технология ответа на вопросы клиентов может работать практически без участия и в перспективе способна заменить обычные call-центры и службы поддержки. Например, по крайней мере, 80% звонков в финансовой сфере являются довольно стандартными и с легкостью могут быть разделены на пять категорий, они касаются потерянной или украденной кредитной карты, забытого пароля или сложности при проведении транзакции, остальные 20–30% нестандартных звонков отправляются на обработку человеком, объяснял Аксенов свою идею.
В конце прошлого года в DigitalGenius работали 29 человек, сейчас у компании два офиса — в Лондоне и Нью-Йорке. В числе ее клиентов — BMW, Panasonic и Unilever. Других стартап не раскрывает, но пишет, что среди них есть несколько финансовых организаций, включая восемь банков. «Большинство наших клиентов являются компаниями из списка Fortune 500, но наши взаимоотношения покрываются соглашением о неразглашении», — говорил Аксенов.
Медийный талант
В категории «Медиа» в рейтинг вошел 27‑летний Александр Дебелов, один из основателей компании маркетинга в социальных медиа Crelligence Media и сети распространения видеоконтента Virool. Как отмечает Forbes, у этого стартапа более 30 тыс. потребителей в мире, он смог привлечь финансирование в размере $6,6 млн, в том числе от таких именитых инвесторов, как фонд DST Юрия Мильнера, основателя инкубатора стартапов 500 Startups Дейва Макклюра и других.
«Когда я учился, все мои друзья уже создавали компании. Они были успешными, были неуспешными, но мой круг общения состоял из ребят, для которых пойти работать на кого‑то было бы самой большой катастрофой в жизни», — рассказывал Дебелов в интервью журналу «РБК».
Уроженец Ростова-на-Дону, он переехал в США еще школьником, а в Калифорнию — сразу после окончания Бабсоновского колледжа, специализирующегося на подготовке предпринимателей. Одним из первых людей, с которым Дебелов познакомился в Калифорнии, был сооснователь Apple Стив Возняк, писал журнал. Дебелов даже говорил ему, что намеревается создать «новую Apple». Стартап Virool, специализирующийся на так называемой нативной рекламе в интернете, он основал в 2012 году с партнером Владимиром Гурговым, с которым познакомился в Сан-Франциско. Предпринимателям удалось попасть в престижный инкубатор Y Combinator.
Сейчас Virool заявляет о себе как об одной из «крупнейших в мире платформ для продвижения видеороликов онлайн, через которую видео ежедневно смотрят более 750 тыс. человек». За последний год компания выросла более чем вдвое — сейчас число ее сотрудников достигает 100 человек (против четверых во время запуска проекта). Кроме Сан-Франциско Virool открыла офисы в Лос-Анджелесе, Чикаго, Нью-Йорке, Торонто и Санкт-Петербурге, рассказывает Дебелов. Попадание в рейтинг Forbes он считает индикатором того, что компания все делает правильно: «Когда работаешь по 14–16 часов в день на протяжении трех с половиной лет, такое признание приятно».
Борцы за кибербезопасность
Еще один россиянин, вошедший в оба списка Forbes — глобальный и европейский, — 29‑летний Илья Сачков, гендиректор компании Group-IB, которая занимается разработками в сфере кибербезопасности, компьютерной криминалистикой, предупреждает киберпреступления и мошенничество.
Сачков основал Group-IB вместе с другими студентами Бауманки — Дмитрием Волковым и Игорем Катковым — в 2003 году. Сейчас Сачков оценивает ее примерно в $100 млн (финансовые результаты компаний группы он не раскрывает).
Весной 2015 года Group-IB и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подписали соглашение об инвестициях в размере 210 млн руб. Но пока ФРИИ так и не вложился в компанию. Сейчас Group-IB находится в процессе переговоров с фондом и другими инвесторами, говорит Сачков. Всего с момента существования его компания раскрыла более 100 киберпреступлений в России и Европе, утверждает предприниматель. В 2015 году она подписала соглашение о сотрудничестве с Европолом: организации будут обмениваться информацией для борьбы с различными формами преступлений в области высоких технологий.
Попасть в список Forbes для Сачкова, по его словам, было «приятной неожиданностью». «Наша штаб-квартира находится в России, и без всякой политики мы попадаем в этот список, где не так много людей из России, а из сферы информационной безопасности — мы единственные», — заявил он РБК.
Стикеры для Forbes
В категорию «Промышленность» Forbes включил 28‑летнего Дмитрия Самойловских, который основал компанию Tesla Amazing. Эта компания выпускает стикеры, которые благодаря технологии заряженной статикой полипропиленовой пленки приклеиваются к любой поверхности без клея.
Tesla Amazing Самойловских создал в феврале 2015 года вместе со своим двоюродным братом Алексеем Брагиным, который не вошел в список Forbes, так как ему исполнилось 30 лет незадолго до публикации рейтинга. Идея названия Tesla Amazing принадлежала как раз Брагину. Самому Дмитрию Самойловских сейчас 28 лет. Идею производства стикеров братья разрабатывали в течение нескольких лет совместно со своими друзьями — инженерами и экспертами по материалам из Финляндии. В 2015 году молодые предприниматели запустили кампанию по сбору средств на площадке для коллективного финансирования Kickstarter, где за месяц собрали $240 тыс.
До работы над собственным проектом Самойловских был сотрудником компании «Тройка-Диалог» (сейчас Sberbank CIB), где занимался обслуживанием частных крупных клиентов в сфере управления активов. По образованию Самойловских экономист, он окончил Высшую школу экономики.
Сейчас Tesla Amazing развивается на средства в том числе от оборота компании — она продает стикеры на пяти континентах более чем в 30 странах — США, Перу, Чили, Японии, Южной Корее, Новой Зеландии и других — через дистрибьюторов.
Роботы в помощь
В категорию «Промышленность» также попал 24-летний Олег Кивокурцев. Он учился на старших курсах Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), когда обратил внимание на то, что каждый пятый пылесос в Европе роботизирован. Кивокурцев загорелся робототехникой и вскоре вместе с двумя партнерами из ПНИПУ занялся созданием роботов-снегоуборщиков. В 2013 году на одной из конференций он познакомился с бизнес-ангелом и серийным предпринимателем Алексеем Южаковым. Тот посоветовал начинающим предпринимателям обратить внимание на сегмент роботов-помощников, которые в тот момент уже набирали популярность по всему миру: такие устройства способны отвечать на вопросы людей в публичных местах, презентовать товары, собирать информацию о клиентах и т.д. В том же году Южаков вложил в созданную Кивокурцевым и его друзьями компанию Promobot 200 тыс. руб. и нашел первых клиентов, которым продал первые десять роботов-помощников по цене 300 тыс. руб.Сейчас по миру «работают» 94 робота-помощника от Promobot, у компании есть заказы еще на 52 робота. В конце прошлого года Promobot заключил контракт с китайской фирмой на оснащение бизнес-центра в Шанхае: в ближайшее время пять роботов отправятся в Поднебесную, отметил Кивокурцев в разговоре с РБК.
Promobot собирает роботов в Перми — компания арендует площадь в 200 кв. м на территории бывшего лакокрасочного завода. В организации сейчас работают 20 человек. Попадание в список Forbes позволит ей выйти на зарубежные рынки, рассчитывает Кивокурцев.