Ненужные «Русланы»
Украинский авиазавод «Антонов» планирует совместно с российской ОАК построить 80 самых больших в мире грузовых самолетов Ан-124 «Руслан». Но потенциальные российские заказчики не торопятся их покупать.
Вчера на заседании правительства Украины премьер-министр Николай Азаров заявил, что совместное предприятие украинского завода «Антонов» и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планирует построить 80 самых больших в мире грузовых самолетов Ан-124 «Руслан» с двигателями Д-18Т и их модификациями. По словам Азарова, суммарная выручка от продажи этих самолетов оценивается в 12,89 млрд долл. Расходы на строительство самолетов он не назвал.
В мае вице-премьер Украины Юрий Бойко заявил в интервью украинскому «5 каналу», что украинская сторона готова предоставить СП технологическую базу, инновационную составляющую, документацию. «Россияне дают рынок и дают финансы. Параллельно у нас идет объединение предприятий или частей предприятий, задействованных в этом процессе», — говорил Юрий Бойко. Также предполагалось, что «Русланы» будут поставляться российским авиакомпаниям.
Среди потенциальных заказчиков новых самолетов Ан-124 — группа компаний «Волга-Днепр», воронежская авиакомпания «Полет» и «224-й летный отряд», входящий в Минобороны. «Волга-Днепр» в прошлом году заявила, что готова приобрести 40 самолетов Ан-124 до 2030 года, контракт оценивался в 8 млрд долл. Группа еще в 2008 году подавала заявку в ОАК на производство 40 «Русланов» до 2027 года. «Очень хорошо, если появятся такие самолеты, — сказал РБК daily представитель «Волга-Днепр». — Мы давно бьемся, чтобы возобновили производство «Русланов». Другое дело, какие это будут самолеты, оговаривается он. Представители компании подчеркнули, что готовы пополнить флот грузовыми «Русланами» российско-украинского СП только в том случае, если это будут современные, экономически выгодные, с определенной дальностью полета воздушные суда. Сейчас в грузовом парке «Волга-Днепр» числится десять действующих самолетов Ан-124.
Представитель авиакомпании «Полет» (владеет четырьмя «Русланами») говорит, что рынок грузовых перевозок, особенно уникальных грузов, за последнее время сильно сократился и у компании нет планов в ближайшее время покупать новые «Русланы». Но собеседник не исключил покупку таких самолетов в будущем. В «224-м летном отряде» на звонок не ответили. Представители «Антонова» и ОАК отказались от комментариев.
Для того чтобы запустить производство грузовых самолетов Ан-124, должен быть гарантированный объем заказов с частичным предфинансированием и достаточно большими оборотными средствами, говорит заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. Учитывая состояние мирового рынка грузовых перевозок, сложно представить, что найдутся заказчики, добавляет он: проект запуска российско-украинского производства «Русланов» вызывает сомнения.
В ноябре российский Минпромторг сообщал, что поставка новых самолетов Ан-124 может начаться в 2016 году. А всего до 2030 года должно быть построено 45 самолетов, следует из проекта распоряжения правительства о внесении изменений в программу «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». В документе говорится, что всего за период реализации проекта «планируется произвести: частичную модернизацию и восстановление летной годности десяти самолетов Минобороны России, глубокую модернизацию 40 самолетов Минобороны России и коммерческих эксплуатантов, выпуск 45 новых самолетов, из них 30 воздушных судов — до 2025 года». В России модернизацией «Русланов» занимаются на ульяновском заводе «Авиастар СП», но возможное серийное производство Ан-124 там вряд ли стоит рассматривать, это «реально очень сложно и требует больших вложений», отмечает главный редактор отраслевого издания «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. К тому же завод сейчас и так сильно загружен, напоминает он. С представителем завода вчера связаться не удалось.