Цена «Победы»
Как устроены тарифы российского лоукостера «Победа», насколько цены ниже, чем у конкурентов, и кому стоит пользоваться его услугами?
С самого начала полетов авиакомпания получает довольно противоречивые отзывы клиентов. «Летать «Победой» в общем понравилось. На борту не кормили, зато было чисто. Самолеты совершенно новые», — пишет один из клиентов компании Сергей Маслов. Другой после перелета в Сочи недоволен: «Приходится платить за дополнительные услуги — получается дороже, чем у S7 или «ЮТэйр».
Авиакомпания в ответ на жалобы призывает клиентов читать правила перевозки. «Сегодня многие просто соглашаются с ними формально, после чего уже в аэропорту сталкиваются со сложностями», — говорит пресс-секретарь «Победы» Елена Селиванова. По ее словам, это происходит несмотря на то, что с правилами и ценами на дополнительные услуги можно ознакомиться на сайте компании при бронировании, а также в аэропорту Внуково, из которого летает авиакомпания.
«Победа» привлекает клиентов низкой стоимостью билетов, которая на первый взгляд может значительно отличаться от предложений других авиаперевозчиков, а также регулярно устраивает распродажи билетов по 999 руб. Мы решили проверить, насколько ее тарифы выгоднее цен других авиакомпаний.
Не всегда дешевле
По сравнению с другими авиаперевозчиками ценовое преимущество «Победы» на первый взгляд очевидно. Например, в январе базовая стоимость двух билетов из Москвы в Екатеринбург и обратно для одного взрослого с ребенком составит 20 016 руб. Самые недорогие билеты «Аэрофлота» на те же числа обойдутся в 24 375 руб., S7 — в 26 020 руб., «Уральские авиалинии» — в 24 273 руб.
Но если к базовой стоимости билета «Победы» прибавить дополнительные расходы на онлайн-регистрацию с выбором места в салоне самолета, перевозку багажа и ручной клади в оба конца (см. инфографику), цена на билеты лоукостера приближается к тарифам конкурентов или обгоняет их. В нашем случае итоговая цена — 26 509 руб. на двоих.
Одно из новых предложений «Победы» — полеты по маршрутам Москва — Вена и Москва — Братислава, которые стали первыми международными направлениями авиаперевозчика. Базовая стоимость перелета в Вену 19 декабря с возвращением 26 декабря составит на двоих взрослых 21 396 руб. Но с учетом дополнительных расходов на привычный сервис вроде онлайн-регистрации и провоза багажа цена вырастет до 31 813 руб. Для сравнения, два билета на те же даты в «Аэрофлоте» можно купить за 31 022 руб. либо за 35 992 руб. в зависимости от времени обратного вылета.
При этом самолеты «Победы» приземляются не в Вене, а в Братиславе, а до Вены пассажирам придется добираться автобусом (78 км). «Авиакомпания «Победа» предлагает уникальную для российского рынка услугу — Fly & Bus, — объясняет пресс-служба авиаперевозчика. — Пассажир приобретает «единый» билет на самолет и автобус». Цена трансфера включена в стоимость авиабилета.
Хитрости тарифов
«Победа» дает возможность сэкономить на перелете, но чтобы не было неприятных открытий, важно заранее просчитать все расходы, включая перевозку багажа», — советует исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
В правилах и тарифах дискаунтера можно обнаружить множество платных услуг. Так, услуги call-центра стоят от 55 руб. до 60,17 руб. без НДС за минуту в зависимости от региона и оператора связи. Онлайн-бронирование и оплата билетов банковской картой тоже платные — от 2 до 4% от стоимости билета.
Платить придется и за выбор места в салоне при онлайн-регистрации на рейс: от 149 руб. до 699 руб. с человека на перелет в одном направлении. Цена зависит от номера ряда кресел. Если пассажиров двое и оба хотят вернуться домой, сумму надо умножить на четыре. Если пассажир решит выбрать себе место непосредственно в аэропорту, услуга будет стоить от 300 до 1000 руб.
Провоз багажа весом до 10 кг в салоне самолета стоит 999 руб., если оформить эту услугу через сайт или call-центр, а если в аэропорту — 1500 руб. Стоимость перевозки одного чемодана весом до 20 кг в багаже — 1499–3000 руб. исходя из способа регистрации. Провезти велосипед, лыжи, сноуборд или музыкальный инструмент можно за 1999–4000 руб.
С 16 декабря «Победа» установила плату за провоз покупок из Duty Free. При полетах из России сбор составит 700 руб., из других стран — €10.
«Минимальная базовая цена включает перелет из точки А в точку Б», — объясняет принцип работы лоукостера Пантелеев. Все, что связано с провозом багажа, питанием, дополнительными услугами, — продается. По его словам, на этом лоукостеры получают до четверти итоговой цены. В нашем примере при полете из Москвы в Екатеринбург и обратно дополнительные расходы действительно составляют 25% в итоговой цене билета. Большая их часть приходится на оплату багажа. На дополнительные услуги при полете из Москвы в Вену и обратно приходится треть итоговой стоимости билета.
«Лоукостеры экономят на всем: на дистрибуции, на аэропортах (летают не в центральный, а в периферийный), на обслуживании и так далее. Все это отражается на тарифах. Система бюджетных перевозок работает так во всем мире», — объясняет эксперт сервиса Aviasales Янис Дзенис.
Целевая аудитория
Может получиться и так, что цена на билеты лоукостера окажется выше, чем у других перевозчиков. «Если «Победа» в какой-то момент закроет все самые низкие классы бронирования, а, например, в «Аэрофлоте» недорогие билеты будут доступны, то так действительно может получиться», — говорит Пантелеев.
Сравнивая цены, надо смотреть на конкретные примеры, советует гендиректор Anywayanyday Евгений Шухлин. По его словам, в высокий сезон цены лоукостеров в некоторых сегментах могут приближаться к ценам традиционных авиакомпаний. Если есть дополнительные услуги, стоимость билета может оказаться дороже. «В обычной ситуации цена перевозки со всеми дополнительными услугами все равно ниже, чем цена регулярного рейса», — уверяет он.
У лоукостеров есть своя целевая аудитория, отмечает гендиректор онлайн-сервиса бронирования Biletix Александр Сизинцев. Например, молодые люди, готовые отказаться от дополнительных услуг ради экономии; путешественники, привыкшие к такому виду перелетов; компании, которые могут экономить на оплате командировок сотрудников, летающих часто и на короткий срок.
«Если вы едете в бизнес-поездку с минимальным количеством багажа, то с помощью лоукостера можно доехать дешевле, — рассуждает Шухлин. — Если же это семейный перелет на отдых с чемоданами и собачками, то надо очень аккуратно все просчитывать».