Из «Яндекса» в торговлю
Лев Волож ушел из «Яндекса», сооснователем которого является его отец Аркадий, и запустил собственный стартап Moscowfresh.ru. Сервис занимается экспресс-доставкой свежих продуктов по Москве.
Свободное плавание
Лев Волож, сын одного из основателей «Яндекса» Аркадия Воложа, запустил собственный проект Moscowfresh.ru, рассказал РБК представитель «Яндекса». Эту информацию сам Волож-младший подтвердил порталу VC.ru. Moscowfresh.ru — сервис экспресс-доставки свежих продуктов. Ассортимент состоит из товаров, купленных на московских рынках — от фермерских молочных продуктов и домашнего мяса до фруктов и охлажденной рыбы, доставленных самолетом из других стран.
«Мы сделали этот сервис для тех, кто всегда хочет видеть у себя в холодильнике свежие продукты без нитратов и консервантов — даже зимой, даже в Москве», — говорится на сайте Moscowfresh.ru. Предполагается, что сумма минимального заказа составит 2 тыс. руб., но пока компания принимает заказы на любую сумму, чтобы «облегчить знакомство с сервисом». Доставка в пределах МКАД стоит 290 руб. За пределы кольцевой автодороги доставляют заказы стоимостью от 5 тыс. руб. с наценкой 20 руб. за 1 км пути, говорится на сайте Moscowfresh.ru. Срочная доставка осуществляется за 90 минут, уверяет Волож-младший.
Цены на продукты, которые предлагает Moscowfresh.ru, в целом выше, чем в обычном супермаркете, но дешевле, чем у конкурентов, которые также делают ставку на свежие и фермерские продукты. Например, 0,5 л ряженки в компании Льва Воложа обойдут в 100 руб., тогда как в онлайн-магазине LavkaLavka придется выложить 240 руб., а говяжья вырезка (вес около 1,8 кг) в MoscowFresh продается за 1,8 тыс. руб., цены в LavkaLavka начинаются от 1 тыс. за 0,5 кг.
Лев Волож пришел в «Яндекс» в 2010 году и первоначально занимался разработкой портальных и мобильных сервисов, а затем возглавил разработку «Яндекс.Такси». Также в интернет-компании Волож-младший запускал проект по поиску специалистов «Яндекс.Мастер» (представлен в сентябре 2014 года). Над Moscowfresh.ru Лев Волож работает с лета 2015 года. Именно тогда стало понятно, что «Яндекс.Мастер», представленный в сентябре 2014 года, «не полетел»: Волож-младший принял решение покинуть «Яндекс» и сосредоточиться на собственном проекте.
Идея сервиса по доставке продуктов возникла у Льва Воложа около двух лет назад, и он даже пытался ее осуществить, работая в «Яндексе». Однако вскоре стало понятно: внутри интернет-компании подобный проект не приживется. С одной стороны, индивидуальный заказ продуктов не массовая история, так как продукты на рынке зачастую стоят дороже, чем в супермаркете, с другой — многие процессы, например выбор продуктов, невозможно полностью автоматизировать, объясняет Волож. Он надеется, что Moscowfresh.ru сможет преобразовать рынок по доставке продуктов так же, как в свое время «Яндекс.Такси» упростил передвижение на такси, а «Яндекс.Мастер» — заказ услуг.
По словам Воложа-младшего, его проект призван решить проблему с «питанием свежими и полезными продуктами в Москве: в магазинах продаются по большей части продукты для долгого хранения, а для похода на рынок требуется очень много времени и сил: нужно приехать, обойти все отделы, поторговаться с продавцами».
Натуральные перспективы
Объем мирового рынка биопродуктов превышает $70 млрд в год, оценивало в 2014 году объединение «Агрософия». В России сфера натуральной продукции только набирает обороты: так, в 2013 году объем рынка сертифицированных экопродуктов в нашей стране составлял $148 млн (менее 0,2% всего рынка продуктов питания), из которых 90% — импорт, приводил данные Союз органического земледелия со ссылкой на отчет сельскохозяйственного представительства США в России FAS USDA. Такую же оценку дает и создатель национальной сертифицирующей организации «Эко-Контроль» Андрей Ходус. По его данным, после введения санкций и ослабления рубля к 2015 году российский рынок сократился как минимум вдвое.
«Фермерская продукция — это довольно эфемерное определение, поскольку стандартов, определяющих качество такой продукции, нет», — настаивает Ходус. Зачастую компании, которые декларируют, что они продают «фермерские» или «экологически чистые» продукты, делают это исключительно ради пиара, считает он. К экопродукции может быть отнесена только та, которая прошла жесткие стандарты сертификации, говорит Ходус. Доставка продуктов с рынка тоже не гарантирует качества и свежести продуктов, ведь часто продавцы даже не знают, чью продукцию реализуют.
Впрочем, интерес потребителей к продукции более высокого качества действительно растет: так, число запросов «натуральные продукты» в «Яндексе» за первые 10 месяцев 2015 года выросло почти на 78% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, а «свежие продукты» пользователи в этому году искали в три раза чаще, чем в прошлом. Как следует из исследования Marketing Index, 67% россиян потенциально готовы тратить на покупки больше денег — в случае, если речь идет об экологически чистой продукции.
В последние несколько лет появился целый ряд компаний, которые специализируются на доставке натуральных продуктов, — например интернет-сервис Season Market, занимающийся как раз доставкой натуральных фермерских товаров (более десяти партнеров-поставщиков). Выручка Season Market к концу 2015 года должна составить 60–70 млн руб., писал в октябре «Коммерсантъ» со ссылкой на основателя компании Сергея Мельника. Ассортимент Season Market насчитывает свыше 600 позиций, еще год назад было около 200–250 наименований. До конца года у Season Market должен появиться первый офлайновый магазин — в ТЦ «Авиапарк».
Доставка свежих продуктов высокого качества — крайне востребованная в Москве услуга, уверяет Евгений Ким, гендиректор сервиса «Витамины», который запустился в начале 2015 года и специализируется на доставке фруктов, овощей и сухофруктов. «За первый месяц работы мы превысили собственные прогнозы по продажам в три раза — при том, что даже не размещали рекламу», — говорит он. По мнению Кима, пользователей привлекает не столько удобство доставки, сколько качество продуктов, которые пользователь получает через подобный сервис. Ким утверждает, что сервис «Витамины» работает напрямую с поставщиками. Рынок потребления только овощей и фруктов в Москве Ким оценивает в 30 млрд руб.
В целом отечественный рынок доставки продуктов сейчас находится на стадии формирования, говорит представитель сервиса Delivery Club Ирина Егельская. Средний чек на подобные заказы составляет 3,5–4 тыс. руб. при минимальной стоимости заказа, на который можно оформить доставку. Пока на заказы по доставке продуктов приходятся лишь 6% от числа заказов, поступающих в Delivery Club, остальное — доставка готовых блюд из ресторанов и кафе. Егельская признает, что «люди стали более требовательны к тому, что они едят».