Сигареты возьмут под колпак
Евросоюз намерен усилить борьбу с нелегальной торговлей табачной продукцией. Еврочиновники предлагают маркировать каждую сигаретную пачку специальным значком размером 1—2 см, который позволит проследить весь путь сигарет от их производителя до розничной продажи. Табачные компании, как средние, так и крупные, уверены, что это обернется дополнительной нагрузкой на их бизнес.
Инициатива Брюсселя связана с подготовкой новой директивы ЕС по производству и реализации продукции табачной индустрии, сообщил немецкий еженедельник WirtschaftsWoche. Достигнуть согласия по этому документу страны ЕС и Европарламент намечают до конца текущего года.
По данным европейского ведомства по противодействию финансовым махинациям OLAF, ежегодные налоговые потери государств — членов ЕС от процветающей на континенте незаконной торговли сигаретами достигают 10 млрд евро. Основные потоки контрабандных и контрафактных сигарет идут из Польши (13,2% от общего потока), Белоруссии (10,1%), Украины (6,9%) и России (6,7%). Ситуацию усугубляет ценовой разрыв между регионами: в среднем цены в Восточной Европе в восемь раз ниже, чем в Западной Европе. Дешевле всего пачку Marlboro можно купить в Белоруссии (1,08 евро), а дороже всего она обойдется в Норвегии (13,18 евро).
Контроль над маршрутами поставок сигарет с табачных фабрик в торговые сети ЕС собирается отдать на аутсорсинг, поручив его независимым фирмам. Эту идею, выдвинутую еврокомиссаром по здравоохранению и защите прав потребителей Тонио Боргом, поддержало большинство депутатов Европарламента.
Табачные компании выступают против нововведения. Например, представители среднего бизнеса уверены, что траты на дополнительную маркировку сигаретных пачек им не по карману. «Инвестиции в технологию отслеживания маршрутов поставки табачных изделий просто сломают хребет среднему производителю. Это самая обыкновенная бюрократия», — считает управляющий табачной компанией Joh. Wilh. von Eicken Марк фон Айкен из Любека. Joh. Wilh. von Eicken — одно из немногих в ФРГ семейных предприятий, которое поставляет на рынки 120 стран всю палитру табачной продукции: сырой и трубочный табак, а также сигары и сигареты. Фирма существует с 1770 года, а нынешние ее руководители — Марк и его отец — представляют восьмое и седьмое поколения ее владельцев.
Крупные игроки табачной промышленности тоже недовольны. Они пытаются смягчить данный документ, хотя сами крайне заинтересованы в борьбе с контрабандной продукцией, отмечают аналитики. В 2008—2012 годах мировые табачные гиганты — British American Tabacco, Philip Morris, Imperial Tobacco и Japan Tobacco — подписали с ЕС договоры, которые предусматривают многократное увеличение штрафных санкций в том случае, если таможенники обнаружат хотя бы одну партию сигарет, ввезенных в обход положенного налогообложения. «Производители теперь сами заинтересованы, чтобы их продукция не вызывала ни малейших подозрений в плане возможных нарушений действующего в ЕС законодательства», — рассказал РБК daily глава информационно-аналитического агентства «Русский табак» Максим Королев.
Вместе с тем табачные гиганты считают, что рынок Европы и так уже чрезмерно зарегулирован. По их мнению, предлагаемые сейчас ЕС меры дублируют уже используемую компаниями систему цифрового кодирования Codentify в рамках созданной Ассоциации цифрового кодирования и отслеживания. Двенадцатизначный код присваивается «каждому продукту табачной промышленности» и может быть идентифицирован и таможенниками, и полицией, подчеркивают его создатели.
В ЕС, однако, созданной китами табачного бизнеса системой недовольны. Так, представители Всемирной организации здравоохранения отмечают, что она не срабатывает уже на втором или третьем этапе логистической цепочки, а сам код нельзя нанести на изделия небольшого размера, включая пачку сигарет. Кроме того, если код этот применить два раза, то система не в состоянии отличить оригинал от контрафакта, — пишет консультант ЕС в области табачной политики Люк Йоссенс в журнале Tobaccocontrol.
Правительства ряда стран, включая Германию, выступают против новой антитабачной директивы, из-за того что она ударит по среднему бизнесу. В ходе дискуссий в Брюсселе немецкие представители пытались добиться от еврочиновников максимального снижения финансовой нагрузки на мелких и средних производителей сигарет. Однако ввиду того, что председательствующая сейчас в Евросоюзе Литва всеми силами старается добиться скорейшего принятия новой директивы, надежд на то, что в ближайшие недели в существующем проекте что-то удастся изменить, крайне мало, прогнозирует WirtschaftsWoche.