Ничейный дрон
Турция будет сбивать самолеты, нарушающие ее воздушное пространство, пообещал премьер Ахмет Давутоглу. В пятницу ее ВВС сбили дрон, который, как считают в Анкаре, может принадлежать России. Конфронтация между странами по сирийскому вопросу может обостриться, предупреждают эксперты.
Падение «Орлана»
Турция будет сбивать самолеты, которые вторгаются в ее воздушное пространство. Соответствующее заявление сделал премьер-министр страны Ахмет Давутоглу в субботу, 17 октября, комментируя инцидент со сбитым в пятницу дроном. «Вчера мы сбили дрон. Если бы это был самолет, мы бы сделали то же самое. Наши правила всем известны. Кто бы ни нарушал наши границы, мы дадим им необходимый ответ», — заявил премьер.
Генштаб Вооруженных сил Турции в пятницу объявил об уничтожении в воздушном пространстве этой страны неопознанного беспилотного летательного аппарата. Как говорится в распространенном военным руководством страны сообщении, удар по объекту турецкие ВВС нанесли после трех предупреждений. Турецкие самолеты, как подчеркнули в Генштабе, действовали «в соответствии с правилами применения силы» и продолжат выполнять свои обязанности в соответствии с ними. По первым сообщениям, сбит был не дрон, а пилотируемый самолет.
Как отмечает турецкий телеканал NTV, беспилотник зашел в турецкое воздушное пространство со стороны границы с Сирией на глубину 2–3 км.
Турецкие власти не указали принадлежность аппарата. Высокопоставленный источник Reuters в США заявил, что в Вашингтоне подозревают, что это российский дрон, но пока информация лишь предварительная, от дальнейших комментариев он отказался. Источник Haberturk TV в Генштабе Турции назвал модель дрона — «Орлан-10», выпускаемый российской компанией «Специальный технологический центр».
«Похож на «Орлан-10», — коротко подтвердил РБК гендиректор Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян. Неназванный представитель компании — производителя этого аппарата в комментарии РИА Новости заявил, что «на опубликованных фото — точно не «Орлан» — с таким планером беспилотники в России не производятся». «Газета.Ru» со ссылкой на собственные источники сообщила, что речь идет не об «Орлане-10», а о новейшей разработке российского производства, остающейся секретной.
Российская сторона опровергла потерю летательного аппарата. Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС Андрей Картаполов категорически опроверг российскую принадлежность аппарата. По его словам, все российские дроны, задействованные в операции в Сирии, либо продолжают выполнять боевые задачи, либо находятся на авиабазе. «А вот чей он, этот сбитый беспилотник — или догадайтесь, или выясняйте сами», — заявил Картаполов.
Просирийский телеканал Al Mayadeen TV со ссылкой на военные источники в Дамаске сообщил, что в пятницу ни один российский или сирийский дрон сбит не был. На протяжении длящегося последние четыре года вооруженного конфликта ВВС Турции сбили сирийский истребитель, вертолет и разведывательный БПЛА, которые вторгались в воздушное пространство этой страны.
По пути обострения
Военную операцию России в Сирии официальная Анкара критиковала с самого ее начала 30 сентября. С тех пор Турция неоднократно обвиняла российские боевые самолеты в нарушении своего воздушного пространства, что российские власти объясняли плохими погодными условиями. Как заявил в четверг замглавы МИД Турции Али Кемаль Айдын, всего российская авиация 13 раз опасно сближалась с турецкими ВВС на границе с Сирией.
На минувшей неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган, в очередной раз комментируя инциденты в воздухе, пригрозил разорвать экономическое сотрудничество с Россией, если нарушение воздушного пространства продолжится, указав, что Анкара может отказаться от поставок российского газа и найти новых партнеров по строительству первой турецкой АЭС «Аккую». Однако впоследствии министр энергетики Али Риза Алабоюн заявил журналистам, что слова президента были неверно интерпретированы.
Дипломатический источник в Турции на минувшей неделе также заявил РБК, что сотрудничество с Россией по энергетической линии идет своим чередом, но на вопрос, возможен ли прямой контакт между турецкими и российскими самолетами, ответил: «Даст бог, нет».
По словам директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, бывшего депутата Госдумы Семена Багдасарова, такого обострения на турецко-сирийской границе можно было ожидать. Президент Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу неоднократно указывали, что при проведении операции в Сирии Россия нарушает воздушное пространство Турции, напоминает он РБК. «Слышались угрозы отреагировать, и если это действительно наш беспилотник, то, видимо, это и есть реакция», — заявил эксперт.
После первых сообщений об инцидентах в воздухе турецкие исследователи Джан Касапоглу и Дорук Эргун отметили в аналитической записке, что уничтожение российского самолета турецкими ВВС могло бы обернуться «крупнейшим дипломатическим кризисом» и «эскалацией напряженности на южной границе НАТО».
Как заметил в разговоре с РБК турецкий политолог Исмаил Тогрул, инцидент чреват обострением отношений Москвы и Анкары, но пока заявления сторон позволяют предполагать, что эскалации не произойдет. Министр иностранных дел Турции Фиридун Синирлиоглу, комментируя в пятницу сообщение о ликвидации дрона, напомнил, что ранее российские власти принесли извинения за вторжение в турецкое воздушное пространство.
Инцидент произошел на фоне сообщений о наступлении сирийских войск в провинции Алеппо, граничащей с Турцией. Как утверждает сирийская сторона, наступательная операция происходит при поддержке российской авиации.
«Асад собирается зачищать от боевиков Алеппо», — говорит Багдасаров, указывая, что этот крупнейший город на севере Сирии, в котором до начала войны проживали 2,4 млн человек, является опорным пунктом для вооруженных формирований сирийской оппозиции. Он находится всего в 45 км от турецкой границы, и в нем остаются несколько сот тысяч жителей, в случае наступления в Турцию хлынет новый поток беженцев, а сами власти этой страны попытаются оказать помощь противникам президента Сирии Башара Асада, в том числе, возможно, и «Джебхат ан-Нусре» (запрещена в России как террористическая организация), рассуждает эксперт.
На важность поддержания статус-кво в Алеппо указывает и Тогрул. Вмешательство России в ситуацию в этом приграничном мегаполисе он называет «очень опасным». Он указывает и на то, что у Турции есть обязательства по защите сирийских туркмен, вооруженные формирования которых сражаются с режимом Асада. В начале октября Сирийская туркменская ассамблея уже обвиняла Россию в том, что при бомбардировках населенного пункта Телль-Биса, которые Москва называла нацеленными на позиции «Исламского государства» (запрещена в России как террористическая организация), погибли 40 мирных жителей, в том числе этнические туркмены.
При участии Анатолия Темкина