Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Судите это немедленно

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Руководитель Росстандарта Григорий Элькин обещает разработать стандарт для автомобильных видеорегистраторов, который позволит использовать их записи в качестве доказательств в суде. А депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев уже внес в Думу поправки в КоАП, которые предписывают судам при рассмотрении нарушений ПДД и других административных дел учитывать представленные сторонами видеозаписи. Оба шага снизят обвинительный уклон судов при рассмотрении дел из ГАИ.

«В настоящее время разрабатывается стандарт, который будет определять требования к видеорегистраторам», — заявил во вторник вечером глава Росстандарта Григорий Элькин. По его словам, в течение 2014 года ведомство завершит работу над нормативно-правовыми документами, которые позволят построить более четкую законодательную базу для автомобилистов.

«Отрадно, что Росстандарт занялся данной проблемой», — говорит авто­юрист Сергей Радько. «По действующему кодексу суд обязан и сейчас оценить любое доказательство, в том числе видеозаписи, но обвинительный уклон изжить, к сожалению, не удалось, и во многих судах это правило игнорируется. Следует разработать стандарт, чтобы записи, произведенные видеорегистраторами, соответствовали неким характеристикам — по аналогии с дорожными видео­камерами, фиксирующими нарушения ПДД в автоматическом режиме. Видеозапись не должна вызывать сомнения в своей подлинности».

Сергей Радько — один из самых известных адвокатов, специализирующихся на защите прав автомобилистов. Юридическую практику он начал в 1999 году и постепенно увлекся делами об административных правонарушениях на дорогах, в которых российские суды, по его словам, уж слишком демонстративно выносили вердикты с обвинительным уклоном.

В начале 2000-х г-н Радько, отстояв правоту нескольких автомобилистов и вернув им водительские права, окончательно решил специализироваться на автоделах. По его словам, после того как автомобилисты начали активно использовать видеорегистраторы, возвращать водителям права стало легче. Однако суды далеко не всегда принимают во внимание записи, в основном ссылаясь на плохое качество съемки. Проблему могло бы решить принятие закона, в котором был бы закреплен порядок оценки и признания видеозаписей доказательствами.

Г-н Савельев внес в среду в Госдуму поправки в ст. 26.2 КоАП. По его словам, сейчас в число доказательств по «административке» входят протокол о правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, заключения эксперта, иные документы и показания. «Но в этом перечне нет упоминания об аудио- и видеозаписях, фото- и киносъемке и информации с цифровых записывающих устройств, тогда как в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальных законодательствах давно уже закреплена возможность их использования в качестве доказательства. Этот пробел позволяет судьям не принимать в качестве доказательств записи с диктофонов, фотографии и ролики с мобильных телефонов, записи видеорегистраторов», — пояснил народный избранник.

В прошлую сессию Госдума уже отклонила аналогичный законопроект. Тогда в заключении комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству говорилось, что положения КоАП, касающиеся формирования доказательной базы, не требуют дополнительного регулирования. Однако проблема осталась.

Записи видеорегистраторов, по словам г-на Радько, будут особенно востребованы при рассмотрении дел о выезде на встречную полосу. «Было видно сплошную полосу или она стерлась, успел водитель закончить маневр до окончания прерывистой линии или нет и так далее. Сегодня такие дела рассматриваются крайне субъективно: если инспектор составил протокол о выезде на встречку, суду больше ничего не надо, чтобы лишить водителя прав. Если узаконят видеозаписи, дело примет иной оборот», — говорит юрист.

По признанию г-на Радько, в его практике не было случаев, когда суд в открытую проигнорировал запись видеорегистратора, подтверждающую невиновность водителя: «Были случаи, когда суд указывал на плохое качество записи, на невозможность рассмотреть номер автомобиля, лицо водителя, иногда даже марку автомобиля. Чтобы картинка имела хорошее четкое разрешение, как раз и необходим единый стандарт».

Получить оперативно официальный комментарий в ГИБДД не удалось. Источник РБК daily в госавтоинспекции поддерживает обе инициативы: «Мы и сами уже активно используем записи с видеорегистраторов патрульных автомобилей для обоснования правоты действий инспектора, пусть и у водителей будет соответствующее право».

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (—)
Инвестиции, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (—)
Инвестиции, 16:32
Посольство назвало конференцию в Швейцарии продавливанием формулы Киева Политика, 17:10
На Airbnb выставили летающий дом из мультфильма «Вверх» Недвижимость, 17:07
Хакеры взломали сервис Dropbox. Чем это грозит российским пользователям Технологии и медиа, 17:05
ОЭСР улучшила прогноз для экономики России Экономика, 16:56
Reuters описал наиболее вероятный ответ России на конфискацию активов Экономика, 16:54
Погрузка РЖД снизилась из-за низких поставок угля и нефтепродуктов Бизнес, 16:50
Акции «Газпрома» потеряли более 4% после выхода отчетности за 2023 год Инвестиции, 16:43
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Газпром» в 2023 году получил убыток в размере 629 млрд руб Бизнес, 16:41
Команда беженцев из 36 человек выступит на Олимпиаде со своей эмблемой Спорт, 16:39
В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник Политика, 16:38
Истории таксистов, спасших жизнь пассажирам РБК и Яндекс Go, 16:37
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации Pro, 16:36
Российский аналог VMware купил своего конкурента Технологии и медиа, 16:31
В Ульяновске задержали стрит-арт-художника за оскорбление верующих Общество, 16:29