Вольфганг Шойбле промахнулся
В Германии, где в сентябре пройдут парламентские выборы, разгорается скандал вокруг верного соратника Ангелы Меркель по Христианско-демократическому союзу (ХДС) Вольфганга Шойбле. Данные немецкого министра финансов о суммарных рисках Германии, взятых на себя страной при спасении зоны евро, «не являются полностью правдивыми» и расходятся с реальными на 27 млрд евро. Об этом в пятницу сообщила Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на свои источники в правительстве.
В начале августа министр выступал перед членами комитета бундестага по финансам. В своем докладе он оценил финансовые риски, которые Германия взяла на себя в ходе спасения проблемных стран зоны евро, «всего лишь» в 95,3 млрд евро. Во время выступления он упомянул об обязательствах страны в рамках Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и Европейского механизма стабильности (ESM), однако не стал упоминать о временном фонде Европейского механизма финансовой стабилизации (EFSM), созданном еще в 2010 году.
В этом фонде, который находится под управлением Еврокомиссии, собраны взносы в объеме 60 млрд евро. Причем доля Германии составляет в нем примерно 20%. Кроме того, от внимания Шойбле «ускользнули» еще 15,2 млрд евро, которые немецкий государственный инвестиционный банк KfW предоставил Греции в качестве кредита на двухсторонней основе. С учетом двух этих весомых позиций финансовый вклад Германии в спасение зоны евро измеряется 122 млрд евро. Кстати, в докладе Вольфганга Шойбле не упомянуты еще и отложенные выплаты по процентам на предоставленные кризисным странам зоны евро кредиты. Впрочем, мало кто верит, что эти долги вообще когда-либо будут возвращены.
Накануне выборов в парламент Германии подобные «нестыковки» в отчете министра финансов для канцлера и председателя ХДС Ангелы Меркель явно некстати. Ведь даже внутри правящей коалиции ХДС с Христианско-социальным союзом (ХСС) и Свободной демократической партией (СвДП) немало критиков европейской политики канцлера. Они считают, что действия Меркель грозят Германии финансовой нагрузкой чуть ли не больше четверти ее ВВП. Именно поэтому Ангела Меркель последнее время избегала дискуссий на эту тему, старательно (и надо сказать, весьма успешно!) укрепляя свой «материнский» имидж. На фоне требований многих экономистов срочно провести новую реструктуризацию долгов проблемных стран и Меркель, и Шойбле постоянно заявляли, что никакого нового прощения долгов не будет. Так они рассчитывали успокоить налогоплательщиков, озабоченных судьбой своих денег.
Наибольшие риски потерь по финансовым гарантиям Германии немецкие аналитики связывают с Грецией. Так, член научного совета при германском Минфине Йорг Рохоль заявил Frankfurter Allgemeine Zeitung, что «списание греческих долгов неизбежно», а затронет оно в первую очередь кредиты европейских стран-кредиторов, то есть реструктуризация состоится за счет средств налогоплательщиков. Для Германии такое прощение долгов Афинам обойдется в десятки миллиардов евро, согласны глава Центра европейских экономических исследований Клеменс Фюст и директор Германского института экономических исследований Марсель Фратшер. По предварительным расчетам Института мировой экономики в Киле, списать придется 65% предоставленных Греции госкредитов. «Могу предположить, что после сентябрьских выборов правительство в Берлине начнет объяснять нам, что реструктуризации долга Греции альтернативы не существует», — отметил эксперт этого научного центра Хеннинг Клодт.
Между тем мюнхенский институт экономических исследований Ifo ведет регулярные расчеты максимальных финансовых потерь, к которым может привести распад зоны евро. При этом баварские аналитики учитывают не только закачанные в различные европейские «фонды-механизмы» миллиарды евро, но и долги кризисных стран в рамках созданной в свое время ЕЦБ платежной системы Target, а также расходы на покупку центробанками госбондов. Согласно этим исследованиям, если зона евро рухнет, объем финансовых гарантий, взятых на себя Германией, может достигнуть 632 млрд евро. Наиболее болезненно на подобные доклады Ifo реагирует ведомство Вольфганга Шойбле.