Страховка на 10 млрд
Французская AXA выделит 10 млрд евро на инфраструктурные проекты. В следующие пять лет второй по капитализации страховщик в Европе направит 2% своих средств на строительство аэропортов, тоннелей, ветряков и канализационных сетей. Другие страховые компании также планируют увеличить в своем портфеле инфраструктурные инвестиции из-за вступления в силу в 2016 году общеевропейской директивы Solvency II.
AXA увеличит в десять раз инвестиции в инфраструктурные проекты в Европе, а позже вложится в соответствующие проекты в Азии и США. На каждый объект может быть потрачено до 500 млн евро, объявила компания во вторник. «Инфраструктурные проекты обеспечивают прогнозируемый приток наличности», — цитирует The Financial Times главу инвестотдела AXA Лорен Кламижиран.
По данным ОЭСР, мировые инфраструктурные проекты обойдутся в 3 трлн долл. до 2018 года и в 50 трлн долл. до 2030 года. До недавнего времени большую часть их кредитования брали на себя банки (в ряде случаев их доля превышала 90%). Однако после финансового кризиса требования к достаточности капитала банков ужесточились, и те сократили вложения в инфраструктурные инструменты. Государства же начали урезать бюджеты.
Компенсировать кредитный дефицит могут страховые компании. Под их управлением находится 25 трлн долл. — в пять раз больше, чем у хедж-фондов и групп private equity. Как правило, страховые компании вкладываются в малорискованные, а соответственно, низкодоходные активы. Например, три четверти портфеля AXA приходится на государственные и корпоративные облигации. Однако ситуация может измениться из-за подготовки в ЕС директивы о платежеспособности Solvency II. Документ подразумевает более жесткие требования к капиталу, основанному на оценке рисков. Так, страховщиков заставят откладывать 30—40% капитала в резерв от вкладов в акции, тогда как суверенный долг будет признан безрисковым, а значит, по нему не будет требоваться пополнения резервов. Компенсировать неизбежное снижение маржи помогут инфраструктурные инструменты, так как соответствующие долги будут признаны неликвидными активами. «Согласно Solvency II, страховщики не должны накапливать резервы для покрытия неликвидных активов. В то же время по ним идет более высокая доходность», — отметил заместитель главы инвестподразделения ING Investment Management Йелле ван дер Гиссен. Как правило, доходность инструментов инфраструктурного долга на 3 п.п. выше американских облигаций.
«В следующие пять лет суверенные, пенсионные, инвестиционные фонды, а также страховые компании существенно увеличат инвестиции в инфраструктуру. Эти активы являются относительно безопасными», — сказал РБК daily экономический директор Construction Products Association Нобл Фрэнсис. По его словам, безопаснее инвестировать в уже существующие объекты, чем в новые. «Например, австралийский инвестиционный банк Macquarie потерял 23 млн фунтов, вложив в строительство платной дороги M6 Toll в Бирмингеме. Изначальные расчеты, сколько водителей будут пользоваться трассой, оказались неверными, в результате стоимость проекта упала на 20%. Чтобы не возникло такой ситуации, многие инвесторы предпочитают инвестировать в уже существующие проекты. По ним доходность можно рассчитать более точно, так как уже есть потребители и тарифы», — пояснил г-н Фрэнсис.