Минэнерго признало ошибку
Заместитель министра энергетики Михаил Курбатов впервые признал, что действующая модель, при которой власти активно вмешиваются во взаимодействие поставщиков и потребителей, содержит в себе ряд ошибок. Он предложил отрасли пойти другим путем, выступив за либерализацию рынка.
«Я должен признаться, что за многие регуляторные действия, которые были произведены, мы должны попросить прощения», — сказал Михаил Курбатов на конференции «Российская энергетика», организованной газетой «Ведомости». «Мы должны склониться к более сложной модели рынка, — заявил он, — которая разработана под руководством Юрия Удальцова (председатель наблюдательного совета НП «Совет рынка». — РБК daily)». По словам чиновника, при действующем механизме «ДПМ-штрих» государство не раз ошибалось с планированием строительства новых объектов, а в части модернизации никто лучше генератора не может знать, как лучше действовать.
Таким образом, при выборе модели развития рынка электроэнергетики г-н Курбатов предлагает сделать выбор не в пользу продления договора о предоставлении мощности (ДПМ), а в пользу заключения прямых договоров между поставщиком и потребителем, что защитит рынок от «не всегда предсказуемого вмешательства государства».
Минэнерго неоднократно заявляло о необходимости введения новой модели рынка. Сохранение ДПМ подразумевает государственное вмешательство в отрасль и реализацию планов по строительству новых мощностей. Однако при такой модели существует риск строительства ненужных генераций и последующего роста цен, отмечал ранее министр энергетики Александр Новак.
Между тем, как сообщили РБК daily в энергокомпаниях, в настоящее время ДПМ — это единственный реально работающий механизм возврата инвестиций. «Государство действительно так зарегулировало сектор, что для частных инвесторов нет никаких стимулов инвестировать в электроэнергетику», — отметил собеседник в одной из ТГК. В первую очередь недовольство генераторов вызывают механизм конкурентного отбора мощности, определение объектов вынужденной генерации и перекладывание тарифов за тепло в тариф на электроэнергию.
По мнению г-на Курбатова, необходимо выбрать рыночный механизм и дать право собственникам генераций заключать прямые соглашения с потребителями. Наличие двусторонних договоров, если они имеют большой объем, является гарантией инвестиций в развитие мощностей, а также гарантией денежного потока для поставщиков и стабильности цен для потребителей.
«Если нет договоров, мы вынуждены регуляторно предусмотреть все случаи, что, как подсказывает мой опыт, в энергетике невозможно», — подчеркнул замминистра. Тем не менее при модели двусторонних договоров государство все же сохраняет ограниченное право вмешаться, но только через механизм гарантированных инвестиций.
Обсуждение моделей будет проходить до 1 июля этого года, сообщил в субботу Александр Новак. Министр не исключал, что может быть найден компромисс. Предполагается, что новая модель рынка вступит в силу с 2015 года. В НП «Совет рынка» и НП «Сообщество потребителей электроэнергии» отказались от комментариев.
В последние два года прямое воздействие государства в энергетике усилилось, что стало ответом на резкий рост цен после реформы РАО «ЕЭС России», отмечает главный эксперт Газпромбанка Наталья Порохова. Модель двусторонних договоров устраивает и производителей, и участвующих в утверждении договора потребителей. Однако, подчеркивает эксперт, существует риск, что никто не захочет заключать договоры с бюджетными организациями, сельскохозяйственными предприятиями.
Кроме того, рынок самостоятельно не сможет решить проблемы с неплатежами, а также с перекрестным субсидированием; в случае либерализации рынка эти проблемы будут просто «размазываться» по потребителям и поставщикам. Поэтому о полной либерализации рынка говорить еще рано, она возможна только после решения этих проблем, заключила г-жа Порохова.