Актерские агентства готовы объединиться в профсоюз
"Мне бы мечталось, чтобы агентства защищали интересы артистов, – заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" актриса, некогда основавшая одно из первых в стране актерское агентство, Ирина Апексимова. – Сами артисты между собой никогда не договорятся - это не профсоюз осветителей, самый крепкий в кинобизнесе. А продюсеры тем временем имеют неписаные договоренности о гонорарах артистов. Мне это кажется неправильным".
Напомним, впервые идея объединения агентств была озвучена Ларисой Исаевой, кинопродюсером и руководителем агентства "МАКС", в начале 2008г. При этом агентства-основатели преследуют и другие цели, помимо защиты актеров. Будущая ассоциация станет саморегулирумой организацией, "фильтрующей" рынок от фирм-однодневок.
"Агентство гарантирует актеру, что он будет финансово и юридически защищен, – поясняет агентскую миссию кастинг-директор Amici-Amigos Ирина Калиниа. – Если актер сам по себе приходит в студию, ему на словах могут пообещать золотые горы. Но на деле все окажется по-другому. Агентство фиксирует все условия в договоре и следит за их выполнением".
Но рынок актерских агентств, намагниченный валом "шальных денег" в кинематограф, становится привлекательным и для мошенников. "Сумасшедшие частные инвесторы, – объяснял ранее в гостях "Сферы интересов" председатель совета директоров компании "Амедиа" Александр Акопов, – соблазнены гламуром кинопроцесса, а также результатами проката нескольких фильмов. Ничего необычного в этом нет: "шальные деньги" существуют и в американском кино. Просто в российском они доминируют". Неудивительно, что на этом фоне многие мечтают об актерской карьере. А мошенникам остается только ловить момент и зарабатывать. По аналогии с рынком недвижимости – это похоже на спам с московских заборов, предлагающий комнату в квартире без хозяина за смешные деньги в центре.
"Например, однажды мне предложили сниматься на второстепенных ролях, но для этого... оплатить услуги оператора, – вспоминает визит в школу Натальи Крачковской актер театра и кино Георгий Булат. – Полный бред. За 1 тысячу долларов вы будете в сериале и т.д. Но у меня нет таких денег! – Тогда 500 долларов, - сбавляют цену. Я называю такие центры лохотронами. Не знаю, на сколько обманули артистку Крачковскую, но то, что она была брендом лохотрона – это факт". Предложениями от подобных агентств, обещающих не только роли в сериалах, но и вакансии телеведущих, завалены почти все сайты по поиску работы.
Однако возникает вопрос: так ли нужен актеру посредник в лице агента? Продолжая аналогию с рынком недвижимости, легко догадаться, что в агентства люди обращаются в последнюю очередь, стараясь сначала задействовать дружеские связи. Как замечает И.Апексимова, "не все агенты защищают актера. А если защищают, то идут на это с определенной долей риска: как только агент поссорится с продюсером, продюсер с ним больше никогда не захочет работать". Более того, актриса не видит смысла в изучении агентских договоров. "В нашей стране лучше договариваться напрямую и словами. И смотреть, какие у тебя есть отходные пути, если что".
Как бы то ни было, актерские агентства все же предоставляют малоизвестным актерам шанс попасть в мир кино. Сюда обращаются в поисках нового лица, которое еще не примелькалось. "Для молодого артиста, я думаю, агентства – реальные помощники, – говорит в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ И.Апексимова. – Для сложившегося артиста, телефон которого знают все студии, это скорее, часть имиджа звезды. Ты - никто, если у тебя нет личного агента, водителя и т.д. Это джентльменский набор".
Напомним, кино-бум в России подтверждается рекордными 200 картинами, снятыми в 2006г. (даже в 80-ые снимали меньше – около 150 в год). По словам А.Акопова, едва ли не 90% этих кинолент остаются убыточными. Сам инвестиционный бум объясняется, как уже говорилось выше, "шальными деньгами". По объемам сериального рынка Россия с 2005г. отстает только от США, снимая от 70 до 100 сериалов в год.