Привет, немытая столица
В ближайшее время столица может лишиться трети автомоек. К такому выводу пришла «ОПОРА России», проанализировав список объектов самостроя, обнародованный московским правительством. Под снос могут попасть почти 500 моек, построенных по упрощенной программе, которую экс-мэр Юрий Лужков утвердил в середине 1990-х. По данным «ОПОРА», сегодня в Москве порядка 1,5 тыс. автомоек.
Сергей Макаренко, владелец двух моек в столице, был участником той лужковской программы. «В 1996—1997 годах город начал программу по оснащению московских улиц моечными постами, — вспоминает г-н Макаренко. — Город выделял участки, а коммерсанты возводили мойки. Тогда с нас не требовали ни разрешения на строительство, ни экспертизы. Я тоже построил несколько моек и оформил их в собственность».
На прошлой неделе две мойки, принадлежащие бизнесмену, вошли в перечень объектов, признанных городом самостроем. «Сменилась власть, и моя собственность оказалось незаконной», — недоумевает коммерсант. Проблемы с бизнесом у г-на Макаренко начались в конце прошлого года, когда правительство выпустило постановление о сносе объектов, имеющих признаки самостроя, что повлекло проверки. «Тогда мы отстояли свой бизнес, но власть не успокоилась», — вздыхает собеседник издания.
«Кадастровая оценка одного из моих объектов — 60 млн руб., — делится г-н Макаренко. — Не исключаю, что он мог заинтересовать другого бизнесмена, более дружного с властями».
Член президиума «ОПОРА России» Алексей Небольсин рассказал РБК daily, что к ним обращаются большое число предпринимателей, столкнувшихся с аналогичной проблемой. «Бизнес-сообщество очень обеспокоено сложившейся ситуацией — потенциально под снос попадает около 480 моек, построенных по лужковской программе, — говорит г-н Небольсин. — А в Москве всего порядка 1,5 тыс. моечных постов. Если снести треть, то город опять утонет в немытых машинах и цены на мойку, естественно, вырастут». Такая же ситуация может произойти с автосервисами, так как они тоже в большом количестве строились по упрощенной программе бывшего мэра, прогнозирует эксперт.
Между тем весной 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин на заседании правительства поручил подчиненным «совместно с проектировщиками подобрать места под автомойки». «Их в городе явно недостаточно, и цены там кусаются», — заявлял тогда градоначальник.
Летом Московская топливная ассоциация обращалась к столичной власти с просьбой разобраться в ситуации, указывая, что подобные объекты недвижимости были построены законно и имеют зарегистрированные права собственности. В сентябре на это обращение департамент городского имущества (ДГИ) Москвы ответил, что конструкции, возведенные по упрощенной программе, не могут быть признаны капитальными и поэтому не подлежат государственной регистрации.
Вчера в ДГИ не смогли оперативно ответить на вопрос РБК daily. Зато в Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города пояснили, что снести объекты, на которые оформлено право собственности, можно будет только после решения суда. У владельцев самовольно построенных объектов, есть два варианта — либо самостоятельно демонтировать строение, либо передать его городу, а потом попытаться выкупить его на торгах наравне с другими участниками.
Адвокат «Юков и партнеры» Марина Краснобаева отмечает, что судебные процессы по сносу часто бывают долгими и далеко не всегда заканчиваются сносом. «Снос самовольной постройки производится только по решению суда и по тем основаниям, которые предусмотрены в ГК РФ. Факт регистрации права собственности на недвижимое имущество (и в общем, и в упрощенном порядке) ничего не меняет и сносу не преграда. Росреестр не создает права фактом регистрации, он только их подтверждает. Если право будет оспорено, запись аннулируют», — поясняет г-жа Краснобаева. Основаниями для сноса могут являться нарушение строительных норм и правил, угроза жизни или здоровью граждан, которую несет постройка, и отсутствие согласия собственника участка на возведение постройки, добавила собеседница издания.