Американский цирк
Американцы обожают шоу, особенно политические. Почти три недели нас пытались заставить поверить, что США окажутся в состоянии технического дефолта и что это серьезно ударит по всей мировой экономике. Актеры из конгресса — демократы и республиканцы — отлично знали свои роли: за последние полвека власти США более 70 раз поднимали предельную планку заимствований, и почти каждый раз это сопровождалось жаркими дискуссиями о том, как и когда крупнейшая экономика мира начнет жить по средствам.
Представление завершили красиво: спасение пришло за считаные часы до дедлайна. Палата представителей США 285 голосами «за» и 144 «против» одобрила законопроект, который предусматривает повышение «потолка» госдолга до 7 февраля и одновременно возобновляет финансирования государственных учреждений до 15 января 2014 года. Президент США Барак Обама этот документ тотчас подписал.
Последствия бюджетного кризиса на первый взгляд не менее ощутимы, чем во время кризиса 2011 года, когда США потеряли высший кредитный рейтинг по версии S&P. Только из-за вынужденного простоя госучреждений американская экономика сейчас лишилась 3,1 млрд долл., подсчитали аналитики IHS. А сколько еще непрямых потерь. Например, сотни пивоваренных компаний не смогли вовремя получить лицензии на открытие производства или выпуск новых марок пива, так как сотрудники ведомства Alcohol and Tobacco Tax and Trade Bureau ушли в отпуск. В целом экономика США может потерять до 24 млрд долл., считают в агентстве S&P. Это грозит снижением роста ВВП страны на 0,6 п.п. до 1,6% в четвертом квартале.
Однако если посмотреть на реакцию рынков, то становится ясно: большинство инвесторов в дефолт США по-настоящему не верили (и не поверят). Не случайно за три недели кризиса индекс S&P 500 вырос на 2,38%. Доходность по краткосрочным американским облигациям, конечно, взлетела, например, по одномесячным бондам она достигла максимального с 2008 года уровня. Однако это обычная игра на страхах. Доходность двухлетних облигаций, например, наоборот, накануне часа Х снизилась до уровня 30 сентября. В среднесрочной перспективе рынки больше волнует состояние реальной экономики. А здесь перспективы по-прежнему неплохие. Согласно опубликованной в среду бежевой книге ФРС, экономика США за последние шесть недель демонстрировала умеренный рост, в основном из-за восстановления автопрома и жилищного рынка, в меньшей степени из-за роста потребительских расходов и производства. Кроме того, появились слухи, что ФРС может отложить сворачивание программы стимулирования до начала следующего года.
На этом фоне традиционные баталии демократов и республиканцев по поводу того, откуда взять деньги, не так уж и пугают. Всем ясно: поспорят и включат печатный станок. Америка уже давно не знает другого способа, кроме как жить в кредит. 16,7 трлн долл. долга — финансовая пирамида, которая может только расти. Альтернативы доллару как мировой резервной валюте не найдено, и пусть главные держатели американского госдолга — Китай и Япония — не волнуются.
Можно только порадоваться за Барака Обаму — он не позволил республиканцам внести серьезные поправки в программу всеобщего медицинского страхования Obamacare, которая является одним из его самых важных достижений на посту президента. Великая старая партия торговалась до последнего, но все же уступила. Неудача обидна вдвойне, так как, согласно опросам общественного мнения, большинство американцев считают именно «слонов» виновными в трехнедельном бюджетном кризисе. Впрочем, у республиканцев есть еще шанс отыграться: конгресс к 13 декабря должен согласовать бюджет. Проблема-то никуда не делась — ее решение просто отложили. Шоу продолжается.