Забвение без штрафов
Поисковики получили шанс смягчить наказание за нарушение закона о «праве на забвение». В профильном комитете Госдумы готовы учесть поправки от интернет-сообщества и исключить из законопроекта норму о досудебных штрафах.
Председатель профильного комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин в четверг провел консультации с представителями поисковых систем о законопроекте, предусматривающем крупные штрафы за неисполнение закона о «праве на забвение». К понедельнику представителям отрасли предложено представить предложения для корректировки документа. На основе этих предложений комитет намерен сформулировать поправки ко второму чтению законопроекта. В профильном конституционном комитете Думы обещают учесть позицию комитета по информполитике (он соисполнитель по этому законопроекту).
Основной закон о праве пользователей требовать от поисковиков удаления ссылок на определенную информацию о себе в интернете (закон о «праве на забвение») был принят палатой весной. Законопроект, предусматривающий административную ответственность поисковиков — штраф в 100 тыс. руб., если суд признает, что поисковик неправильно отказал пользователю в удалении ссылок, и штраф в 3 млн руб., если поисковик откажется удалить ссылки и по решению суда, — готовится в Думе к первому чтению.
Сомнительные нормы
Ранее Левин заявлял РБК, что считает избыточным введение 100-тысячного штрафа: наказание лишь за то, что суд принял решение в пользу пользователя, будет висеть дамокловым мечом над поисковиками. В законопроекте есть нормы, сомнительные с точки зрения права, подтвердил Левин в четверг свою позицию.
Отрасль в принципе против наказаний по закону о «праве на забвение» — с этого начинали свои выступления большинство приглашенных. Но если это неизбежно, то предложенные законопроектом штрафы слишком высоки, они несоразмерны с вредом, причиняемым пользователю, указал директор проектов Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Кроме того, отрасль против того, чтобы Роскомнадзор принимал решения, нарушил ли поисковик закон, — это должен делать суд.
Юрист РАЭК Максим Буянов солидарен с Левиным: административная ответственность поисковика, отказавшего пользователю в удалении ссылок, излишня: законом о «забвении» пользователю дано право обжаловать отказ поисковика в суде. Но, по его мнению, не нужен и административный штраф за неисполнение судебного решения об удалении ссылок: есть уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения решения суда, отметил юрист.
Кроме того, указал Буянов, отрасль беспокоят положения законопроекта, которые допускают, что поисковик может не знать о том, что привлечен к административной ответственности по решению суда: иски могут подаваться по месту жительства пользователей.
РАЭК также предлагает установить разные штрафы для граждан и юридических лиц — для граждан штрафы должны быть гораздо меньшими. То же замечание к проекту ранее высказали правовое управление Думы и конституционный комитет Совета Федерации.
Предлагают предупреждать
Отрасль предлагает ввести более мягкую форму наказания, чем штрафы — письменное предупреждение; так можно было бы наказывать поисковики, нарушившие закон впервые, добавил Буянов.
Левин с полным исключением административной ответственности за нарушение закона не согласен: уголовная ответственность предусмотрена за злостное неисполнение судебного решения; административный штраф должен предшествовать уголовной ответственности, пояснил он идею авторов проекта (группы депутатов всех фракций). Введение наказания в виде предупреждения Левин также не поддержал: незачем уговаривать поисковик исполнить решение суда.
Представитель компании «Яндекс» Екатерина Фадеева напомнила, что ответственность за неисполнение решений судов установлена не только уголовным законом, но и законом об исполнительном производстве — в компании, не входящей в РАЭК, согласны, что специальная административная ответственность для поисковиков не нужна.
Закон о штрафах в принципе принимать преждевременно: еще не вступил в силу закон о «праве на забвение»; поисковики готовятся к его вступлению в силу, и у них уже немало вопросов по поводу его применения, говорит Фадеева. По ее мнению, наказания должны вводиться по результатам хоть какой-то практики применения основного закона. Так было сделано с законом о персональных данных, напомнила представитель «Яндекса». В компании также беспокоятся, что из-за правовой неопределенности основного закона о «праве на забвение» суды смогут признавать правомерными любые требования граждан — из закона невозможно понять, какие решения поисковиков окажутся правильными, а какие нет.
Левин предложил представителям отрасли сформулировать предложения по исправлению законопроекта к понедельнику, 21 сентября. Ранее по предложению председателя комитета по информполитике представители отрасли уже готовили поправки к закону о «праве на забвение», и многие из них были учтены ко второму чтению документа.