Заграница все испортит
Дальнейшее падение рубля приведет к росту цен на потребительские товары и услуги
Снижение стоимости рубля по отношению к евро и доллару уже повлияло на наиболее чувствительные к колебаниям валют сегменты потребительского рынка – торговлю электроникой, бытовой техникой и одеждой.
Рынок диктует
Ускорившееся в начале осени падение курса рубля (в среду, 17 сентября, доллар стоил 38,7 руб., евро – 50 руб.) вызывает тревогу у предпринимателей, бизнес которых связан с закупкой товаров и комплектующих за рубежом. Сейчас реализуются старые рублевые контракты, объясняет директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, но в ближайшее время цены на продукцию у зарубежных вендоров будут расти.
Менеджер одной из торговых сетей говорит, что часть закупок его магазины осуществляют в рублях, но есть и прямые договоры с производителями, которые фиксируются в долларах и евро. «М.Видео» заключает только рублевые контракты с вендорами и дистрибьюторами, утверждает руководитель по связям с общественностью компании Антон Пантелеев. По его словам, компании не смогут резко повысить цены, учитывая текущую покупательскую активность. Рост продаж на рынке электроники и бытовой техники замедляется, «М.Видео» впервые с 2010 года не смогла увеличить выручку во втором квартале.
У Inventive Retail Group (развивает монобрендовые сети re: Store, Samsung, Lego, Sony Centre и др.) часть контрактов заключена в валюте, признает директор по связям с общественностью группы Людмила Семушина.
Один из ретейлеров, который также работает с частью вендоров напрямую, говорит, что уже сейчас рост стоимости валют отражается в повышении рекомендованных розничных цен на 5–10%. «Но рынок сейчас сам диктует условия, ретейлеры в борьбе за клиента в ущерб своей марже ведут ценовые войны», – говорит собеседник РБК.
Гендиректор российского представительства тайваньской компании Acer Денис Кутников сообщил, что компания отпускает свой товар «по рублевым зафиксированным ценам». «Курсовые колебания безусловно отразятся на стоимости, но это случится ближе к новому году», – предсказывает он.
«Все цены продукции ZTE на российском рынке – фиксированные, в рублях, – заявил вице-президент китайской корпорации ZTE Чжан Шуминь. – Изменять цену можно только по согласованию сторон, но пока это не планируется».
Microsoft также рассчитывается со своими партнерами в России в рублях, рассказали РБК в пресс-службе российского представительства американского производителя. «Такое решение было принято в ответ на многочисленные пожелания наших партнеров и клиентов. Это позволяет партнерам снизить риски, связанные с волатильностью курса, а перед клиентами открывает возможности долгосрочного и более точного планирования бюджетов на информационные технологии», – говорят в Microsoft.
Есть время одеться
Как объясняет президент компании Finn Flare Ксения Рясова, большинство категорий из ассортимента сети производится за рубежом и взаиморасчеты с поставщиками чаще всего осуществляются в долларах США. «Доллар растет, стоимость контрактов тоже, а ведь торгуем мы в рублях», – сокрушается Рясова.
Заказы на осенние и зимние партии одежные ретейлеры сделали заблаговременно, поэтому в ближайшее время, по мнению вице-президента компании Sela Эдуарда Остроброда, скачки валют не отразятся на ценниках в магазинах. «Мы стараемся договориться с фабриками на лучших условиях или найти более приемлемые варианты (для снижения затрат. – РБК)», – говорит Остроброд.
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс объясняет, что продавцы одежды также не могут «задрать» цены на высококонкурентном рынке. «Обычно при девальвации рубля цены одежных ретейлеров не увеличиваются равнозначно падению местной валюты. По опыту прошлых лет – рост стоимости возможен в рамках 5–10% за сезон», – уточнила она. По ее мнению, магазины, скорее, начнут сокращать свои расходы, чтобы сдержать рост цен: уменьшают затраты на маркетинг и рекламу, сокращают количество запланированных открытий магазинов, заказывают больше моделей по меньшей себестоимости и т.д.
Также они пытаются снизить арендные платежи. По словам нескольких крупных ретейлеров, сейчас торговцы «в ежедневном режиме» ведут переговоры с арендодателями об уменьшении ставок аренды в торговых центрах: договоры часто зафиксированы в валюте и предусматривают ежегодную 5‑процентную индексацию. В условиях слабеющего рубля они пытаются договориться либо об отмене индексации, либо о фиксации курса валюты на определенный период – месяц или квартал, говорит источник в одной из торговых компаний.
Руководитель по развитию компании «Эльдорадо» Павел Руссов рассказал, что у них ситуация иная – арендодатели прислали предупреждения о повышении стоимости аренды: «Но это всегда вопрос переговоров». У «Эльдорадо» не очень много «валютных договоров аренды» – около 10%. Сейчас компания договаривается с владельцами площадок и об отмене индексации, и о фиксации курса валюты.
Начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская знает, что в связи с макроэкономической ситуацией арендаторы настаивают на снижении ставок в строящихся торгцентрах в Москве. По ее словам, девелоперы готовы рассматривать альтернативные компенсационные решения для арендаторов. «Самая распространенная история сейчас – это привязка арендной ставки на краткосрочный период – от трех месяцев до года – к нижней границе процента от оборота», – объясняет Ключинская. Однако управляющие действующих торгцентров, по данным собеседников РБК, крайне неохотно соглашаются на такой договор.