«Повторного прощения долгов не будет»
В преддверии парламентских выборов в Германии на министра финансов Вольфганга Шойбле обрушились упреки со стороны оппозиции, которая обвиняет его в сокрытии реальных расходов госказны на спасение еврозоны в целом и Греции в частности. В интервью Handelsblatt глава Минфина ФРГ рассказал о возможности предоставления Афинам третьего пакета помощи.
— Хотелось бы все-таки понять, каково реальное положение Греции.
— Вторая программа помощи завершается в конце 2014 года. Дальнейшая поддержка возможна при условии, что Греция выполнит все ранее поставленные ей условия. Речь пойдет тогда о гораздо меньших, чем сейчас, суммах, так как к тому времени эта страна уже будет иметь первичный профицит бюджета.
— Пожалуй, не найти такого эксперта, который бы верил в то, что с 2015 года Афины сумеют снова кредитоваться на рынке капитала на приемлемых условиях. Кроме того, в ныне действующей программе помощи есть дыра. Каким должен быть третий кредитный пакет, чтобы Греция «выздоровела» окончательно?
— Пока я не могу назвать вам ни конкретных цифр, ни мероприятий. Мы еще только на полпути в рамках нынешней программы. По поводу будущего будем совещаться в 2014 году.
— МВФ в этом плане более откровенен: только на период 2014—2015 годов он прогнозирует дыру в финансировании размером более 10 млрд евро.
— Мне известна только одна цифра МВФ — 6,5 млрд евро по кредитам на период 2015—2016 годов. Но даже если вы и продолжите пытать меня в отношении конкретных цифр, я не стану ничего придумывать. Даже если бы я того хотел, в настоящий момент я не в состоянии назвать вам точных цифр. Одно я знаю наверняка: кто бы ни был в будущем году министром финансов Германии, он будет заниматься Грецией.
— А откуда вообще возьмутся новые миллиарды для Греции?
— Это пока не решено. Но у нас есть фонд ESM, и он еще далеко не исчерпан.
— Европейские партнеры и МВФ уже гарантировали Греции более 230 млрд евро. Теперь с большой долей вероятности к этому добавится еще и третья кредитная программа. Что, Греция — это бездонная бочка?
— Нет. Положение в Греции улучшается, хотя и медленно, это правда, но улучшается. Возможно, в будущем году, после пяти лет рецессии, ее экономика начнет снова расти. Подвергавшиеся сильной критике меры начинают приносить плоды. Похоже, нижняя точка уровня безработицы уже достигнута. В страну снова возвращаются туристы. Все это — положительные знаки.
— Правда и то, что Греция имеет астрономическую долговую нагрузку в 175% ее ВВП. Большинство экономистов придерживаются мнения, что для выхода на хоть какой-то приемлемый уровень Афины нуждаются в повторной реструктуризации долгов.
— Вся эта дискуссия ведется не только не по существу, но она еще и крайне опасна. Реструктуризация долгов Греции, в ходе которой частные инвесторы отказались от более половины своих требований, что составило более 100 млрд евро, уже имела место. Тогда главы правительств и министры финансов стран еврозоны четко и ясно заявили, что акция эта одноразовая и повторного прощения долгов не будет.
— Повторной реструктуризации требует даже глава МВФ Кристин Лагард.
— Осторожно! Поссорить меня с Кристин Лагард вам вряд ли удастся. Вам следует ознакомиться с ее высказываниями более внимательно. Она говорит, что верит в то, что страны еврозоны выполнят свои обещания. Мы так и поступаем. Именно это я сделал своей фразой, которая так взволновала журналистов: если возникнет потребность в финансировании, если все предварительные условия выполнены, то европейцы готовы к оказанию дальнейшей помощи. Таким образом, новые кредиты и мероприятия возможны, но новой реструктуризации долгов наверняка не будет.
— В своем недавнем анализе ситуации в Греции МВФ требует предоставления «дальнейшего облегчения бремени долга», если в этом возникнет потребность. Что же это должно означать, кроме как реструктуризацию долгов?
— Существует целый ряд возможностей. Например, мы уже дважды снижали процентную ставку на предоставленные ранее в качестве финансовой помощи кредиты. Какие мероприятия окажутся целесообразными после 2014 года, я просто не могу сказать, но содержать в себе повторную «стрижку долгов» они не будут. Это я вам говорю в качестве министра финансов, который, как никто другой, выступал за проведение первой реструктуризации долгов Греции.