Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

От буровой до кухни

Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Инженер-механик Halliburton, участница топ-100 самых влиятельных женщин компании Shell и устроительница форума АТЭС Лейла Канторович оставила все свои занятия для того, чтобы развивать в Москве японские кондитерские.

Паффы — это гигантские профитроли, в японских кондитерских Beard Papa’s они сладкие. А в московских «Пафф Поинт» Лейлы Канторович есть паффы с крабом, индейкой и кабачками гриль. Вложив около $1,5 млн, меньше чем за полтора года Канторович открыла в Москве восемь кафе с оборотом 10 млн руб. в месяц. Место для первого заведения было выбрано неудачно, его даже пришлось закрыть, зато сейчас рентабельность каждого кафе составляет 25–60%, утверждает Канторович.

Магомедов, АТЭС и «люди чести»

К азиатской кухне Канторович приобщилась во время подготовки к форуму АТЭС — одному из глобальных политических проектов Кремля, ради которого Владивосток на пять лет превратили в одну большую стройку. Ответственным за проведение форума был назначен давний знакомый вице-премьера Аркадия Дворковича, владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Канторович работала в «Сумме» вице-президентом по операционному управлению, а в 2011 году стала исполнительным директором консультативного совета АТЭС.

Магомедов поручил ей переговоры с партнерами по АТЭС, которые должны были принять участие в форуме. Подробно про этот опыт Канторович рассказывать не хочет. Сразу после форума она решила не возвращаться на работу в «Сумму», а уйти в свой бизнес. «У меня родился третий ребенок, пришло время отойти подальше и от большого бизнеса, и от политики», — объясняет она.

«Во время АТЭС интереснее всего было работать с японцами, — говорит Канторович. — Это люди чести, они доводят любое свое дело до абсолютного совершенства». Свое дело она решила открыть непременно в партнерстве с японским бизнесом.

Выбор пал на компанию Muginoho Inc., владеющую сетью кафе Beard Papa’s, предлагающих клиентам сладкие паффы. На тот момент в Москве уже открылось два кафе под этим брендом, но Лейла все равно написала руководству Muginoho письмо, в котором призналась в любви к японской культуре. Неожиданно японцы согласились на сотрудничество и предложили ей мастер-франшизу в странах СНГ. «Небольшой взнос и небольшое роялти — стандартные условия», — говорит Канторович. Точные цифры она не раскрывает. «В среднем первоначальный взнос за мастер-франшизу колеблется от $300 тыс. и до миллиона за известный бренд. Стандартные роялти — 3–5% от выручки», — говорит исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.

«Когда мы встретили Лейлу, мы сразу поняли, что она влюблена в Beard Papa’s. Мы ценим страсть к бренду и продукту больше, чем опыт, — объяснил РБК решение представитель Muginoho в Европе и США Акира Окура. — Наш бизнес построен так, чтобы новички могли разобраться в нем за короткое время, а вот научить любить продукт на своих тренингах мы не можем».

Корпоративный боец

Когда Канторович открыла первое кафе, ей было 37 лет, и это была ее первая попытка создать свое дело. Но к этому моменту она уже сделала серьезную карьеру совсем в другой области.

Лейла родилась в Баку, после школы пошла по стопам отца — доцента азербайджанской Государственной нефтяной академии. После ее окончания Канторович сразу взяли инженером-механиком в нефтесервисную компанию Halliburton: к тому времени международные компании уже пришли в богатый нефтью Азербайджан, многие из выпускников бакинской академии сейчас занимают ведущие позиции в глобальных корпорациях. Канторович говорит, что «работала круглосуточно», из Баку ее быстро перевели сначала в Лондон, а затем в Хьюстон, где находится штаб-квартира Halliburton. В конце 1990-х она продолжила свое образование в Texas A&M University, где получила сначала инженерную степень, а затем магистерскую в области финансов.

После университета Канторович работала в Shell. Офис компании в Гааге был ближе к Москве, куда к тому времени перебрался муж Лейлы (сейчас возглавляет одну из компаний «Суммы»). В Shell Канторович сначала была самым молодым сотрудником команды, которая работала над стратегией компании, потом перешла в подразделение M&A, а в последние годы работала ведущим менеджером по развитию бизнеса в России и СНГ. Канторович вела переговоры о покупке для Shell небольшой российской нефтяной компании, но сделка не состоялась, и Лейле предложили вернуться в Гаагу. Однако она решила, что семья важнее, и перебралась к мужу в Москву.

За годы работы в крупном бизнесе Канторович, по ее словам, скопила около миллиона долларов. Еще несколько сотен тысяч долларов для запуска бизнеса она заняла в ВТБ и Бинбанке.

Дежурная по кухне

В ресторанном бизнесе главное — страсть и любовь к делу, рассуждает Канторович. Когда она решила позвать на работу Наринэ Минасян, занимавшуюся маркетингом в Procter & Gamble и Phillips, выяснилось, что Наринэ за время декретного отпуска успела окончить поварскую школу Ragout и практикуется у Ивана Шишкина в ресторане Delicatessen. Так Минасян стала шеф-поваром «Пафф Поинт».

Новый шеф-повар добавила к сладким японским паффам продукты с сытными начинками и салаты. У японцев возражений не было: часть рецептов Наринэ компания Muginoho даже планирует предложить своим франчайзи в других странах, говорит Окура.

Изменились не только еда и напитки (в японских ресторанах не подают кофе), но и название заведений (Beard Papa’s сочли неперспективным для российского рынка), а также визуальная концепция сети. Вместо желто-синего моряка с трубкой, который у российских покупателей не вызывал ассоциаций с выпечкой и кофе, символом кафе стала булочка-пафф.

Ингредиенты для «Пафф Поинт» используются в основном российские и европейские, но ключевой продукт, паффы, завозятся морожеными из Японии. «Во-первых, это фирменный рецепт, во-вторых, их производство — высокотехнологичный процесс: чтобы организовать его здесь, потребуются значительные инвестиции», — рассказывает Канторович.

То, что ни хлебобулочные изделия, ни японские продукты в целом не попадают под санкции, введенные Россией в начале августа, стало большой удачей для «Пафф Поинт».

Ошибка на старте

Запуск первого заведения провалился, говорит Канторович. Недоставало опыта, а перфекционизм оказался излишним. В это кафе, открытое в апреле 2013 года в Нижнем Сусальном переулке в Басманном районе Москвы, Лейла решила закупить слишком дорогое оборудование, потом перестарались с ремонтом. Всего было потрачено $250 тыс.

Неправильным оказался и выбор места. Первая кофейня не привлекала посетителей: несмотря на высокую проходимость улицы, качество публики оказалось «не то», говорит Канторович. За первый месяц кафе обслужило всего 600 посетителей. Вторая точка, по совету японских коллег, открылась у выхода к электричкам на Курском вокзале. В Японии принято, отправляясь в небольшую поездку, взять в дорогу кофе и фастфуд. Но в России паффы и кофе оказались неинтересны пассажирам электричек.

Обе точки пришлось закрыть. Но Канторович не опускала руки: к тому времени она выкупила две точки у предыдущих держателей франшизы Beard Papa’s и пригласила управлять сетью Ивана Тореева, ранее развивавшего сети «Воккер» и «Япоша». Креативную публику, готовую попробовать что-то новое, решили искать в моллах, современных бизнес-центрах и парках.

С Парком Горького молодой компании повезло. «Спасибо Ольге Захаровой [директор парка], что она поверила в концепт. Сначала у нас была пробная площадка на катке, а теперь постоянная точка», — говорит Канторович. Сейчас «Пафф Поинты» есть в парке «Сокольники» и на ВДНХ. Всего в Москве уже восемь точек, общее число посетителей — около 30 тыс. человек в месяц, оборот — 10 млн руб. Сеть развивается намного быстрее, чем было запланировано во франчайзинговом соглашении, говорит Окура.

Кризис и кофе

Недавно Канторович открыла централизованное производство: теперь кремы, салаты и начинки для паффов будут готовить в одном месте. Это позволит сократить затраты на контроль качества и оборудование и свести вложения в новые кафе до $50–60 тыс., то есть в пять раз меньше по сравнению с расходами на пилотный проект. К концу года Канторович планировала открыть еще десять кафе, но сроки придется пересмотреть: из-за санкций условия кредитования изменились не в лучшую сторону, объясняет Канторович.

Расти дальше она собирается только за счет собственного капитала, а надежды возлагает на растущую любовь российских потребителей к кофе. «В России потребление кофе на душу населения меньше килограмма. Для сравнения, в Финляндии — 13 кг, — рассказывает Канторович. — Потребление кофе растет на 5–6% в год, но внутри этого роста происходит взрывной рост зернового кофе и особенно готовых напитков в кафе».

Популярность кофе и правда растет, но серьезный рост потребления можно ждать лишь в долгосрочной перспективе за счет тех, кто пока далек от ресторанной индустрии, скептичен исполнительный директор ресторанного консалтера «Ресткон» Андрей Петраков. Все зависит от того, что будет происходить с доходами населения, говорит он: «Пока я скорее поверю, что будет расти потребление водки».

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Китайский импорт в Россию упал из-за санкций. Что ждет потребителей Pro, 07:00
Власти рассмотрят предложение бороться с «серым» импортом видеоигр Технологии и медиа, 07:00
Путин и Си начали переговоры в Пекине Политика, 06:41
В Приморье задержали организаторов незаконной миграции Общество, 06:27
Путин встретился с Си Цзиньпином Политика, 06:14
Главы МЧС и Минстроя прибыли в зону паводков в Тюменской области Общество, 06:02
Длинные майские каникулы повысили турпоток за границу на 73% Общество, 06:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Власти задумались о продаже сим-карт россиянам по биометрии Технологии и медиа, 05:44
В американской разведке назвали Россию главной угрозой для выборов в США Политика, 05:28
У вратаря ЦСКА выявили двойной перелом костей лицевого отдела черепа Спорт, 05:04
Большинство школьников проведут летние каникулы дома или на даче Общество, 05:00
Юристы рассказали, в чем сложность штрафовать за распитие по камерам Общество, 04:29
Путин выбрал автомобиль Aurus для поездок по Пекину Политика, 04:25
Мэр Тбилиси заявил о попытках внешних сил устроить переворот в Грузии Политика, 04:08