Ополченцы передадут"черные ящики" с Boeing 777 международной комиссии
Расследованием обстоятельств гибели малайзийского лайнера Boeing 777, совершавшего рейс Амстердам - Куала-Лумпур и упавшего накануне в районе боевых действий на востоке Донецкой области, займется международная комиссия под эгидой Международной организации гражданской авиации. На этом настаивают заинтересованные государства во главе с Малайзией.
"Я говорил с президентом Украины, он гарантировал, что это будет честное и прозрачное расследование, в котором малазийские представители смогут принять участие. Международная команда должна быть допущена к расследованию и никто не должен ничего перемещать с места трагедии, включая "черные ящики", - заявил малайзийский премьер-министр Наджиб Тун Разак. По словам главы правительства, он провел переговоры по телефону с президентом США Бараком Обамой, который также находится в тесном диалоге с властями Украины. Американский лидер также выступил за то, чтобы вещественные доказательства с места падения лайнера остались на Украине.
Накануне один из руководителей ДНР Андрей Пургин говорил о том, что бортовые самописцы будут переданы на экспертизу в Москву. "Там работают высококлассные эксперты, которые смогут точно установить причину катастрофы, хотя она и так ясна", – цитирует его сочувствующий повстанцам портал "Русская весна". Однако утром его соратник Денис Пушилин объявил, что "черные ящики" могут быть переданы международной комиссии. Он в который раз заявил, что ополченцы не причастны к трагедии, поскольку не имеют зенитных орудий, способных поражать цели на высоте, взятой лайнером, - около 10 км.
Первый "черный ящик" был обнаружен несколько часов спустя после катастрофы, второй – около 09:00 (10:00 мск). Их судьба пока не решена. Межгосударственный авиационный комитет полагает необходимым передать их комиссии, которая должна быть создана под эгидой Международной организации гражданской авиации. Ранее об этом говорил и глава Росавиации Александр Нерадько.
Разбором останков лайнера занимаются пожарные ГУ ЧС по Донецкой области, работающие на подконтрольной ополченцам территории, а найденные тела (пока их 121, всего на борту находились, по уточненным данным Malaysia Airlines, 298 человек) будут доставлены в Донецк.
Наблюдатели ОБСЕ уже выехали в район падения самолета. "Мониторинг является необходимым", – написала в своем Twitter пресс-секретарь организации Кэти Бертон. Накануне трехсторонняя контактная группа (ОБСЕ, Россия и Украина) провела в Киеве видеоконференцию с донбасскими повстанцами. Во время переговоров удалось достичь договоренности, что ополченцы закроют район катастрофы и допустят в него представителей "местных органов власти". Кроме того, ополченцы согласились обеспечить безопасный доступ и дать гарантии безопасности для национальной комиссии по расследованию, в том числе и для международных специалистов.
На аналогичных условиях к месту катастрофы допустят и представителей ОБСЕ. "Они [ополченцы] согласились сотрудничать с соответствующими органами и ведомствами Украины в решении всех практических вопросов, которые возникнут при работе на месте катастрофы", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте ОБСЕ.
Россия также готова активно подключиться к расследованию: открывая ночью совещание по экономическим вопросам, президент Владимир Путин уведомил о том, что дал поручение российским силовикам оказать "необходимую помощь в расследовании этого преступления". "Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы объективная картина произошедшего стала достоянием и нашей общественности, и общественности Украины, и всего мира", – цитирует слова главы государства Интерфакс.
Для обеспечения работы комиссии по расследованию обстоятельств гибели лайнера США призывают Россию, донбасских ополченцев и киевские власти немедленно поддержать прекращение огня и обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ к месту катастрофы. О готовности к временному перемирию объявил накануне премьер ДНР Александр Бородай, официальный Киев подтвердил, что может приостановить антитеррористическую операцию "на один-два дня" в гуманитарных целях.
Кто виноват
Украинская сторона настаивает на том, что Boeing 777 был сбит ракетой "земля - воздух", запущенной предположительно из зенитного ракетного комплекса "Бук". Соответствующее вооружение было захвачено ополченцами на одной из военных баз в Донецке, о чем сами повстанцы заявляли еще две недели назад. О перемещениях "Бука" на территории, подконтрольной ополченцам, говорил накануне днем официальный представитель СНБО Андрей Лысенко. В пользу этой версии говорят и обнародованные Службой безопасности Украины переговоры полевых командиров, и первая реакция ополченцев после падения самолета – он был принят за очередной сбитый транспортник украинских ВВС Ан-62.
Накануне вечером американская разведка подтвердила, что лайнер был сбит ракетой "земля - воздух", не уточнив ее принадлежность – этим сейчас занимаются эксперты, анализирующие траекторию ее полета. По данным CNN, тепловой след от ракеты засек радар.
Российские официальные лица во главе с Путиным в конечном счете возлагают ответственность на Украину как страну, ответственную за безопасность полетов в своем воздушном пространстве. "Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию", – сказал глава государства, открывая ночное совещание по экономическим вопросам. Министерство обороны России говорит о возможной прямой ответственности украинской стороны, утверждая, что 20 ЗРК "Бук М 1" из 156-го зенитно-ракетного полка украинских Вооруженных сил были развернуты на северо-западной окраине Донецка.
Иностранные правительства пока сдержанны в комментариях, но очевидно склонны винить в катастрофе все-таки ополченцев. Так, премьер-министр Австралии Тони Эбботт предупредил Россию о тяжелой ответственности в случае, если упавший самолет был сбит российской ракетой "земля - воздух", поставленной донецким ополченцам. По его словам, "в данный момент все мы можем сказать, что все факты указывают на это" (цитата по Интерфаксу).
Александр Артемьев