Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Екатерина Решетова: от строительства новых дорог пробок меньше не становится

Екатерина Решетова: от строительства новых дорог пробок меньше не становится

Москва строит и реконструирует по 80 км дорог в год — в пять раз больше, чем в 2010 году, доложил вчера президенту Владимиру Путину мэр Сергей Собянин. Но почему-то пробок в Москве от этого не становится меньше.

Казалось бы, самая очевидная и популярная мера борьбы с пробками в городах — строительство новых дорог и устройство дополнительных полос, чтобы увеличить их пропускную способность. Но вот парадокс: увеличение дорожной сети приводит только к новым заторам. Почему так происходит?

Западные страны столкнулись с этим феноменом еще 30—50 лет назад, и с тех пор экономисты тщательно его изучили. Объяснение простое: по мере сооружения новых дорог использование автомобиля становится гораздо удобнее по сравнению с поездками на общественном транспорте. Соответственно, происходит удовлетворение «отложенного спроса» — все большее количество горожан получает стимул к покупке автомобилей, а также к увеличению частоты его использования. Интенсивность транспортного потока на вновь построенных дорогах и дополнительных полосах быстро приближается к пропускной способности дорожной сети. Рост заторов становится естественным следствием этих событий.

Детальные исследования условий движения в городах США показали, что самые тяжелые заторы наблюдались именно в городах, где в 1950—1970-е годы были построены наиболее мощные дорожные сети: в Хьюстоне, Чикаго, Детройте и Лос-Анджелесе. С той же проблемой столкнулся Пекин: резко увеличив протяженность автомобильных дорог и нарастив объемы кольцевых маршрутов, город столкнулся с мощным ростом автомобильного потока и новыми пробками. Та же история происходила в городах Великобритании, Франции и Испании.

Сегодня всем очевидно, что «приспособление городов к автомобилям» уже не является эффективным средством от заторов. Впервые за 100 лет массовой автомобилизации ученые, а затем и политики развитых стран заговорили о контрпродуктивности дальнейшего наращивания автодорожной инфраструктуры. Но где же тогда выход? Не строить дороги вообще?

Воплощением идеи сдерживания строительства автодорог стали активные преобразования городских центров по обе стороны Атлантики, включая демонтаж эстакадных элементов улично-дорожной сети, устройство комфортной среды под лозунгом «улица для пешеходов», а также сооружение рельсовых систем общественного транспорта. Пригодна ли эта стратегия для российских городов?

Напомним, что сдерживание дорожного строительства стало актуальным в мировых мегаполисах только когда удельный вес улично-дорожных сетей в городах достиг 20—25% (к концу 1990-х). В крупных российских городах этот показатель все еще существенно ниже — даже в Москве удельный вес улично-дорожной сети (отношение площади улиц и дорог к площади обслуживаемой территории) составляет меньше 10%, а в других городах страны еще хуже.

Поэтому для начала нам необходимо сформировать улично-дорожные сети российских городов хотя бы под существующий уровень автомобилизации. Но при масштабных вложениях в дорожное строительство нужно уже сейчас учитывать зарубежную планировочную практику, учиться на чужих ошибках.

Главный урок, вынесенный из неудач мировых мегаполисов, таков: ни одна широчайшая дорога или современная развязка в центре города сама по себе не поможет решить проблему пробок.

Во-первых, ширина дороги и ее пропускная способность связаны не линейно: перестройка машин из ряда в ряд начинает замедлять поток при ширине дороги больше, чем четыре полосы. Кроме того, на широкой дороге более опасны локальные сужения, и требуется большая длительность красного сигнала светофора. Следовательно, расширение существующих проспектов не является панацеей.

Во-вторых, как говорят проектировщики, «строительство новых транспортных развязок на городских улицах является самым дорогим способом перемещения точки концентрации затора с прежнего места на новое». Принцип здесь предельно прост — если «расшивается» одно узкое место, то пробка перемещается вдоль по улице до следующего «бутылочного горлышка».

Поэтому дорожно-мостовое строительство должно быть ориентировано не столько на увеличение протяженности дорог, сколько на повышение связности дорожной сети. В Москве, например, только это способно снизить неимоверные городские перепробеги, а также интенсивность транзитных потоков через центр города.

Выборы в местные советы Англии завершились поражением правящей партии

МВД России объявило в розыск Зеленского и Порошенко

В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

На Западе признали, что Россия приспособилась к экономическому давлению извне

НАТО в рамках учений отрабатывает коалиционные действия против России

Появились новые кадры последствий снегопада в Екатеринбурге. Видео

Баффет продает акции Apple. У компании проблемы в бизнесе

Задержанные после сожжения Нового завета извинились на видео

В Госдуме предложили смягчить требования к тонировке передних стекол

В какой банк положить деньги: топ-10 вкладов в мае 2024-го

«Газпром» получил убыток в 2023 году. Будут ли дивиденды?

В России ускорилось снижение цен на вторичное жилье. Таблица городов

Биржевые цены на какао-бобы рухнули на 30%. Что произошло?

Бывший министр финансов Задорнов рассказал о тромбозе в российской экономике

Синоптики раскрыли причины «языка холода» в России

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
В Бердянске сотрудник колонии погиб в результате подрыва автомобиля Политика, 13:55
Правительство Израиля запретит крупнейший арабский телеканал Политика, 13:45
Регбист сборной Португалии погиб в ДТП в 22 года Спорт, 13:41
Власти Украины оценили размер ущерба энергетике страны Общество, 13:39
ТАСС узнало о планах президента Кубы приехать в Москву на парад Победы Политика, 13:33
Украина пожаловалась на допуск российских гребцов на отбор ОИ в Венгрии Спорт, 13:31
Минобороны сообщило, что ВСУ потеряли еще один танк Abrams Политика, 13:26
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минобороны сообщило о взятии под контроль Очеретино Политика, 13:09
На Солнце произошла вторая за неделю мощная вспышка Общество, 13:04
Джоан Роулинг пообещала выпустить еще шесть книг Общество, 12:47
В Вашингтоне машина врезалась в ограду Белого дома Общество, 12:41
В России появится День математика Общество, 12:21
Самый дорогой клуб НХЛ вылетел из плей-офф в первом раунде Спорт, 12:19
Лукашенко понадеялся на обретение в мае мира у «братского народа» Политика, 12:11