«Импорт сейчас убыточен для всех»
Председатель совета директоров группы компаний «Фаворит Моторс» Владимир Попов рассказал, как его компания расстается с General Motors, почему подешевел Ford и как текущий кризис изменит структуру российского авторынка.
«Если бы кризисов не было, их надо было бы изобрести»
— На авторынке кризис, а в портфеле «Фаворита» достаточно проблемных марок. Что будет с компанией?
— На сегодняшний день мы имеем 19 центров в Москве, и сейчас с «Фаворитом» происходит, наверное, самое лучшее из того, что может происходить с автомобильной компанией в кризис. Мы прибыльны по всем маркам портфеля. К счастью, еще два года назад мы закончили глобальные инвестиции в строительство автоквартала на севере Москвы. Можно сказать, что нам повезло, и мы успели построить серьезный проект за докризисные рубли. Это первое. Второе: компания, существующая на российском рынке 21 год, имеющая такой сервисный потенциал и такую клиентскую базу, как у «Фаворит Моторс», фактически может существовать независимо от колебаний рынка. Вообще кризис — наше любимое время. Каждый кризис давал бизнесу «Фаворита» вырасти примерно на 50%. Если бы кризисов не было, их надо было бы изобрести.
— Все-таки по отдельным маркам продажи упали очень прилично. Не думаете перетряхнуть портфель, избавиться, например, от Peugeot и Citroen?
— Что касается Peugeot Citroen, на сегодняшний день мы крупнейшие игроки в этой нише, а наши сервисные мощности составляют порядка 30 постов. Коэффициент загрузки сервиса превышает 0,9. Это великолепный показатель. PSA имеет ярко выраженную сервисную бизнес-модель. Коэффициент покрытия сервисом всех издержек по этому бизнесу превышает 75%. Лучший показатель достигается только в премиальных марках типа Audi, Mercedes и BMW, где он может достигать 82–83%. Поэтому говорить о том, что Peugeot Citroen — это плохо, я бы не стал. Нам нравится этот бизнес, и независимо от того, как будет складываться рыночная ситуация, мы будем его продолжать.
Если говорить отдельно о GM [владеет Opel и Chevrolet, уходит с российского рынка до конца 2015 года], то сейчас, с учетом 25-процентных скидок, по этим маркам мы снимаем сливки. К сожалению, это продолжится только до конца этого года. Хорошая новость в том, что автосервисы GM работают на пределе возможностей, учитывая продажи за последние годы.
Еще шесть из 19 центров «Фаворита» — это Kia — стратегического партнера компании. Kia сегодня — мечта любого дилера. Это единственная марка, которая показывает минимальное падение относительно общерыночных показателей. Не секрет, что корейцы настроены существенно увеличить свою рыночную долю, воспользовавшись текущим кризисом. В этом случае банк сорвет тот, у кого больше возможностей для продвижения марки. А у «Фаворита» они самые большие на российском рынке.
Еще два наших центра — это Skoda. Она абсолютно стабильна. То есть у марки не бывает гигантских взлетов, но и не бывает больших падений. Мы очень старые партнеры и намерены и дальше развивать наше сотрудничество, в том числе запуская новые центры.
Volvo также очень стабильна и находится на подъеме в связи с появлением нового XC90. Уже очевидно, что машину потребитель принял, и свои квоты по ним на ближайший квартал мы распродали в ноль. К 2018 году мы получим еще несколько новинок. Ближайшее будущее с Volvo выглядит довольно приятным.
Кто не смог пережить прошлый год — это Seat. К нашей радости, мы смогли окупить этот проект. Мы не делали ошибок, которые делали другие дилеры, которые, например, в регионах умудрялись строить концепты по $4 млн. Наши вложения в этот бизнес я оцениваю примерно в €250 тыс.
— Opel и Chevrolet вы тоже окупили?
— У нас два центра этих марок. Один построили три года назад, второй — полтора года. Да, период окупаемости полностью не пройден. Но это не проблема. По одному центру уже есть два предложения от очень эффективных и известных европейских марок. Сегодня закрывается GM, завтра открываются они. Второй центр я пока сознательно не хочу перепрофилировать. На его базе обслуживается гигантское количество клиентов Opel и Chevrolet, и мы, безусловно, будем исполнять все обязательства. По условиям нашего «бракоразводного» процесса с GM у нас остается сервисный контракт, и мы заключаем новый контракт на продажу автомобилей Cadillac и дорогой линейки GM [корпорация продолжит продавать на российском рынке дорогие марки Corvette и Camaro]. Кстати, сегодня российская доля «Фаворита» по продажам Corvette равна 40%, а по продажам Camaro — 36%. Конечно, развивать бизнес во многом придется заново и нам, и офису GM. Это новый вызов, а вызовы нам нравятся. Пока минимизируем последствия ухода для себя и клиентов в самом бюджетном сегменте марки. С этой целью мы запустили совместную программу с Kia. Всю линейку Lacetti и Aveo меняем на новейшие Kia Rio с дисконтом 80 тыс. руб. плюс начисляем сервисную компенсацию 20 тыс. руб. То есть 100 тыс. руб. чистой выгоды для клиента и пятилетняя гарантия — это реально круто.
— Как вы думаете, почему GM решила уйти?
— Наверное, она и сама ответит на этот вопрос с трудом. GM почему-то воспринимала российский рынок и нашего потребителя как, допустим, потребителя из Мексики или Бразилии, ну или из отдельных провинций Китая. А это далеко не так. Российский рынок невероятно развит с точки зрения интеллекта и запросов людей. На сегодняшний день GM в нижней линейке не имела достаточно адекватного конкурентного торгового предложения. Она ошибочно полагала, что автомобиля типа Lacetti вполне достаточно для российского рынка. Не сделав необходимых инвестиций в продуктовую линейку, играть в России в самом высококонкурентном сегменте не представляется возможным.
— Недавно начались переговоры дилеров и GM о «разводе». Что предлагают американцы, что просит «Фаворит»?
— Наши требования очень просты: верните наши вложения. GM готова с нами рассчитываться исходя из периода 100-процентного дисконтирования инвестиций в пять лет. Это уже озвученная информация, мы в принципе согласны. Насколько мы будем близки в каких-то мелких деталях — это вопрос переговоров.
— Сколько вы вложили?
— Средняя цена дилерского центра в Москве не бывает меньше $8 млн.
— Кто еще из автопроизводителей сейчас в зоне риска?
— На мой взгляд, некоторые японцы. Тут проблемы начиная от дорогой иены, заканчивая сложной логистикой и слабостью отдельных игроков. Естественно, я не имею в виду Toyota и Nissan. Как вариант, проблемными для дилеров могут стать Honda, Acura и Suzuki. Не думаю также, что сейчас лучшие времена для Mitsubishi. Очевидно, сложно будет китайским маркам. По итальянцам в принципе не поймешь, они живы или давно уже в мире ином.
— Недавно Ford стал контролирующим акционером в российском СП Ford Sollers. Что-нибудь изменилось?
— Похоже, американцы сдерживались решениями российского партнера. Sollers, очевидно, не хотела брать на себя убытки от девальвации рубля и блокировала решения по цене. Поэтому Ford не мог работать в России, как на всех остальных рынках, используя силу материнской компании. Теперь, судя по всему, Ford получил право самостоятельно принимать решения в ценовой и маркетинговой политике. Мы это почувствовали моментально. Во-первых, компания трижды за год снизила цены, пошли продажи, во-вторых, появился бюджет на маркетинг. Начала меняться коммуникация с дилерами. Сейчас, если конкуренты ставят цену на модели, условно говоря, 450 тыс. руб., Ford тоже поставит 450 или даже 440. По моему мнению, с Ford мы в прошлом году достигли дна, теперь будем всплывать.
— По слухам, Sollers может выйти из бизнеса SsangYong, а марка — покинуть российский рынок.
— Это не так. Недавно у нас был совместный с Sollers деловой завтрак с вице-президентом SsangYong господином Ли, который приезжал в Россию, и смыслом его приезда было две вещи. Первая — договориться с Sollers по тому, как будет вестись дальнейшая операционная деятельность. И вторая — это донести, в том числе до крупнейших дилеров, клятвенные обещания, что ничего они закрывать не собираются, остаются здесь и все будет хорошо.
«На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тысяч»
— Каков ваш прогноз по рынку в 2015 году?
— Если выйдем на 1,5 млн машин — будет отлично, но я сильно в этом сомневаюсь.
— Госпрограммы помогают продажам?
— Любая программа выступает в качестве поддерживающего фактора. Вместе с тем говорить, что она очень сильно поддержит рынок, не стоит. Мы столкнулись с целым рядом проблем. В основном это курс и его резкие изменения. Эта ситуация повлияла на настроения потребителей. Скоро мы вообще не узнаем тот пейзаж автомобильного рынка, к которому привыкли. Когда есть огромное разнообразие машин, в том числе приходящих по импорту: кабриолеты, купе, родстеры и так далее, — это та роскошь, которая на время исчезнет.
— То есть импорт вымрет?
— Нет, я считаю, что рынок пройдет свой логичный экономический цикл и перейдет на новый виток. В текущих экономических условиях единственными драйверами для продвижения автомобильных марок стали инновации, новинки и локализованное производство. Причем со степенью локализации не меньше 65%. К сожалению, импорт при таком курсе абсолютно убыточен практически для всех. На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тыс.
— Даже после стабилизации курсов?
— Безусловно. Стабилизация произошла на отметке 50 руб. за доллар, а весь бизнес с производителями рассчитывался при курсе доллар — 32, евро — 44. Соответственно, если вы посмотрите на эту «небольшую» разницу, вы поймете, что импортер, зарабатывающий порядка 4,5–7% маржи от производителя, не получить убытки просто не может.
— Будет ли дальнейший рост цен?
— При росте курса это абсолютно неизбежно, тут даже говорить не о чем.
— Раскроете финансовые показатели за 2014 год?
— Продажи в прошлом году — 41,1 тыс. автомобилей, из них новых — 32,8 тыс. штук, в trade-in — 7,2 тыс., в кредит — 11,1 тыс., корпоративные продажи — 6,5 тыс. Средняя цена розничной продажи автомобиля в рублях: нового — 871,1 тыс. руб., с пробегом — 438,5 тыс. руб. Суммарная выручка холдинга за прошлый год — 36,6 млрд руб. Выручка от услуг по техническому обслуживанию и ремонту — 4,2 млрд руб. Этого оказалось достаточно, чтобы занять девятое место в рейтинге 200 крупнейших автомобильных холдингов России.