Курс на конкуренцию
Федеральная антимонопольная служба берет курс на ужесточение мер наказания для недобросовестных игроков на рынках. Наиболее опасных нарушителей антимонопольного законодательства предлагается дисквалифицировать, а для участников антиконкурентных «вертикальных» соглашений и монополий — установить штрафы. Впрочем, карать хотят не только нечестный бизнес, но и чиновников. Как стало известно РБК daily, часть этих идей вошла в стратегию антимонопольного регулирования на период 2013—2024 годов, которая будет озвучена завтра главой ФАС Игорем Артемьевым.
Вчера ФАС обнародовала проект доклада о состоянии конкуренции в России за 2012 год, а сегодня глава службы Игорь Артемьев на антимонопольном форуме, организованном Объединением корпоративных юристов (ОКЮР), должен презентовать стратегию антимонопольного регулирования на ближайшие 11 лет. Как следует из обоих документов, ведомство намерено и дальше вести жесткую политику в отношении недобросовестных игроков. Карать предлагается не только штрафами, но и дисквалификацией (в случае «наиболее опасных нарушений» — картели, повторные случаи злоупотребления доминирующим положением и др.).
Сейчас вопрос о том, применять дисквалификацию или штраф, решается в судебном порядке. За прошлый год решение о дисквалификации было принято только один раз, говорит начальник Аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. «Мы считаем, что по наиболее опасным составам должна применяться дисквалификация», — поясняет он. Не лучшим образом складывается ситуация и с монопсониями (один покупатель и много продавцов). К ним сейчас применяются минимальные штрафы (обычно штрафы рассчитываются исходя от суммы выручки, которой как таковой у монопсоний нет). «Штраф для них должен быть, к примеру, кратным сумме закупок товаров»,— говорит г-н Сушкевич.
Правила закупок для госкомпаний, по мнению ФАС, также нужно ужесточать. Отчасти это является продолжением озвученной недавно г-ном Артемьевым идеи о том, чтобы увеличить штрафы для госкомпаний, нарушающих законодательство о госзакупках: для крупных — до нескольких миллионов, небольших — до 100 тыс. руб.
Планируется также ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах (за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны), говорится в документах (в последнем, кстати, г‑н Артемьев солидарен с позицией главы Росимущества Ольги Дергуновой, которая неоднократно заявляла о важности ликвидации ГУПов и МУПов).
В целом по сравнению с 2011 годом в прошлом году состояние конкуренции в России немного улучшилось, оптимистичны в ФАС. Например, количество предприятий увеличилось на 0,9%, до 4,87 млн. Заметный прирост наблюдался в сфере предприятий транспорта и связи (на 4,5%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 3,3%), а также гостиничного и ресторанного о бизнеса (на 2,6%). А вот в сельском и лесном хозяйствах, сфере госуправления, производства машин, оборудования, пищевых продуктов (в том числе напитков и табака), напротив, число предприятий сократилось. Доля частных организаций выросла с 85,1 до 85,6%, а государственных — сократилась на 3%.
Впрочем, с ужесточением карательных мер готовы согласиться далеко не все. Возможно, значительная часть совершаемых нарушений антимонопольного законодательства обусловлена не столько недобросовестностью участников рынка, сколько низким качеством регуляторной среды и противоречивостью правоприменительной практики, следует из опроса ОКЮР. «Нужен отход от карательной функции антимонопольного органа и переход к регулирующей, предупреждающей нарушения как основной функции в деятельности антимонопольного органа. Бизнес, к примеру, хочет знать, как в ряде случаев можно экономически обосновать решения ФАС; ожидает более четких и понятных правил», — говорит президент ОКЮР Александра Нестеренко.