Донбасс поделен
Верховная рада определила границы территорий Донбасса с особым статусом и изменила соответствующий закон. Это противоречит Минским соглашениям, заявили в самопровозглашенных республиках и Москве.
Парламент Украины после продолжавшихся весь день дискуссий изменил закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, увязав его исполнение с проведением там местных выборов, и принял постановление, в котором определил границы этих районов. Оба документа внес в парламент президент Украины Петр Порошенко еще в субботу, но их содержание стало известно только во вторник. Определить границы районов постановлением парламент был обязан по Минским соглашениям.
Уловка Киева
Определить границы районов Рада по графику должна была до 14 марта. Однако этого сделано не было. Текст и перечень населенных пунктов, ограничивающих районы территорий с особым статусом — нынешних ДНР и ЛНР, появились в базе украинского парламента только во вторник. Согласно этому перечню Киев оставил за собой территории, которые ополченцы захватили с конца сентября, в том числе донецкий аэропорт и Дебальцево.
Закон об особом порядке местного самоуправления Порошенко предложил изменить так, чтобы он заработал в полную силу только после проведения на территориях местных выборов — по украинскому законодательству и в соответствии с международными стандартами.
«Внесение Порошенко в Раду не согласованных с представителями Донбасса поправок в закон об особом статусе является циничным отказом от этого принципа. Демонстрацией неуважения не только к гражданам Донбасса, но и к лидерам Германии, Франции и России», — заявил председатель Народного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики Андрей Пургин (цитата по ТАСС). Близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков в разговоре с Интерфаксом назвал принятие не согласованных с представителями Донбасса поправок «крушением надежд на мирное урегулирование».
Это отход «от минских договоренностей, от всей концепции, которая была заложена в Минске 12 февраля», был категоричен министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Разногласия коалиции
То, что принять постановление депутатам будет непросто, стало понятно уже в воскресенье, когда о намерении голосовать «против» заявила Радикальная партия Олега Ляшко. Другие члены коалиции также высказывали возражения. Убедить руководителей фракций попытался лично президент Порошенко, пригласивший их к себе в администрацию. В итоге голосование по поправкам было назначено на вечер.
«Минские договоренности — антиукраинские. Минские протоколы, по сути, это сдача нашего украинского Донбасса, легализация террористов и убийц, которые захватили наши территории. Проведение любых выборов в так называемых ДНР и ЛНР — подарок Путину и его соратникам», — объяснил в Facebook Андрей Лозовой из Радикальной партии. «Мы принимаем этот закон не для боевиков или для Путина, мы принимаем его для наших боязливых европейских союзников, чтобы они убедились, что мы сделали все, и даже больше, чем могли», — парировал вице-спикер Рады Андрей Парубий (цитата по УНИАН).
Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила перед голосованием, что обозначенные в постановлении населенные пункты станут фактически новой границей между Россией и Украиной. Однако Парубий и председатель парламента Владимир Гройсман призвали депутатов проголосовать «за». По словам Парубия, изменение закона об особом статусе фактически нейтрализуют угрозу проведения местных выборов «под дулами автоматов». Гройсман подчеркнул, что закон принимается на время, что поправками президента блокируются все вызывавшие дискуссии пункты, а называть определение территорий проведением границ — неправильно.
«Минск-2» не работает
В итоге парламент большинством поддержал оба документа. За изменения закона об особом порядке проголосовали 265 депутатов, за определение районов — 296. Верховная рада также приняла постановление о признании отдельных районов Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями и одобрила обращение к ООН и ЕС с просьбой ввести миротворцев.
Пункты февральских Минских соглашений об особом статусе и местных выборах директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считал «нежизнеспособными» с момента подписания договоренностей. По его словам, не имеет значения, какими пунктами Верховная рада обусловила вступление в силу закона об особом статусе, ведь сам закон подразумевает, что он будет распространяться на часть территории — «это самоуправление не в рамках областей, а для отдельных районов и городов». Логично, что этот особый порядок самоуправления будет распространяться на местные органы власти, которые будут сформированы на досрочных выборах, согласен с логикой украинских депутатов Иноземцев. «Я не уверен, что [лидер ДНР Александр] Захарченко или [лидер ЛНР Игорь] Плотницкий, если будут избраны на этих выборах, готовы будут подчиняться даже не Киеву, а назначенным Киевом губернаторам», — заметил политолог РБК. По его мнению, всем сторонам конфликта «следовало бы забыть» об этих политических пунктах соглашения и заняться отводом войск и мониторингом соблюдения режима прекращения огня.