Почем посольские земли
Не успели депутаты задекларировать свою недвижимость за рубежом, как взялись за наведение порядка с иностранными владениями государства. Коммунист Николай Коломейцев предложил создать единый реестр государственной собственности в других странах. Предложение поддержал глава Счетной палаты Сергей Степашин. Подобный опыт уже есть у управления делами президента, которое контролирует треть иностранного госимущества.
«Реестр собственности нужен. К сожалению, дело затянулось. Давайте работать вместе. Может, поставить вопрос на парламентском уровне», — согласился с предложениями г-на Коломейцева г-н Степашин, выступая в пятницу на парламентском часе в Госдуме.
Депутат пояснил РБК daily, что проблема возникла давно, когда после развала СССР огромное количество земель и недвижимости дипломатического предназначения потеряло свой статус и стало бесхозным.
Какие-то земли перешли под юрисдикцию государств, на территории которых они находились, а вот те объекты, которые продать не удается, сдают в аренду за копейки. «На этом делаются огромные состояния. Например, есть информация, что в Тунисе посольские земли продавали чуть ли не по 100 долл. за 10 га, естественно, это по бумагам, а так люди вступают в сговор и на руки получают совсем другие деньги», — рассказывает г-н Коломейцев. У коммуниста собрано множество других подобных фактов, которые он требует проверить.
Сложность заключается в том, что нет одного ведомства, которое контролировало бы иностранное имущество государства. Сейчас все зарубежные владения управляются тремя структурами — управделами президента, МИДом и Минэкономразвития. МИД контролирует все земли и здания, защищенные Венской конвенцией и имеющие дипломатический статус, они также не могут быть использованы в коммерческих целях и используются только дипмиссиями. На балансе Минэкономразвития находятся в основном здания торгпредств. Г-н Коломейцев считает, что необходимо создать единый реестр собственности и контролировать, насколько эффективно она используется.
Такой реестр существует несколько лет у управделами, рассказал РБК daily пресс-секретарь управления Виктор Хреков. «У нас на балансе около 1 тыс. объектов в 70 странах мира. Почти половина из них находится в дружественных странах Африки и бывших социалистических республиках, конечно, есть достаточное количество объектов в развитых странах, например во Франции, США, Японии», — говорит он. Все эти объекты переписаны, и их состояние постоянно контролируется, наиболее нуждающиеся в ремонте здания регулярно ремонтируют.
Использовать это «богатство» в коммерческих целях очень сложно. После распада СССР все бывшие республики подписали так называемый нулевой вариант — Россия брала на себя все долги в обмен на владение этим иностранным имуществом. И только Украина подала ноту протеста и не заключила соглашение. Развития ситуации по этому вопросу нет, поэтому Россия не может ни продать, ни сдать в аренду большинство своих владений. УДП в такой ситуации предоставляет свою недвижимость российским гражданам и организациям за рубежом. «За последние 11 лет мы не продали ни одного квадратного метра земли или недвижимости», — заверяет г-н Хреков.
Идею г-на Коломейцева поддержали и в «Единой России». Зампред комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов согласен, что контроль над зарубежным имуществом необходим, хотя сомневается в «теории» коммуниста о том, что посольские земли могли продавать за бесценок.