$1 млрд устарел
Президент Сбербанка Герман Греф назвал неконкурентоспособной IT-инфраструктуру крупнейшего банка страны. Сбербанк с помощью компании GridGain полностью поменяет платформу, пообещал Греф.
Устаревшая новая система
Сбербанк, в сентябре 2015 года завершивший централизацию IT-систем банка, собирается полностью поменять новую платформу. «Мы очень сильно гордились своей программой централизации IT-систем, тем, как мы серьезно продвинулись за последние годы, инвестировали колоссальные деньги. Это был самый крупный и быстрый проект централизации IT-инфраструктуры в мире. Но, как только мы построили наш супер-data-центр, все закончили, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны», — сказал президент Сбербанка Герман Греф во время выступления на Гайдаровском форуме в РАНХиГС.
Программа «Централизация 2.0» Сбербанка по переводу всех территориальных банков на единую IT-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. В одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» «СБТ Vision» главный архитектор IT Сбербанка Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более $1 млрд (по состоянию на сентябрь 2013 года). Программа централизации длилась четыре года, она прибыльна со второго года реализации, отметили в пресс-службе Сбербанка.
Вывод о том, что система неконкурентоспособна, Греф назвал «ужасным лично для себя». Он уточнил, что Сбербанк проигрывает конкуренцию не другим российским банкам, а IT-компаниям, которые «отбирают у него самый сладкий кусок пирога».
«В прошлом году мы сделали 40 тыс. изменений нашей системы. Если посмотреть на другие банки, мы в шоколаде. Но, если смотреть на Amazon, Google, мы ужасно отстаем. Amazon делает 10 тыс. изменений своей системы в день. И ключевая задача, которая стоит перед Сбербанком в этом году, — это увеличивать скорость. Мы опаздываем», — объяснил Греф. По его словам, время от разработки продукта до его внедрения должно занимать часы, как у IT-компаний, а не месяцы.
Вывернуть себя наизнанку
Греф рассказал, что в ближайшее время Сбербанк полностью поменяет свою платформу. «Все процессы должны быть перестроены. Нам нужно вывернуть себя наизнанку, мы абсолютно не готовы к этому. Нам нужна гибкая платформа, не такая огромная, как сегодня. Если мы сейчас меняем какую-то часть своей платформы, нам нужно два-три месяца тестировать. Непонятно, где и что вылезет при этом. Это катастрофа», — сказал Греф.
«Новая IT-программа Сбербанка должна создать платформу, которая позволит банку вводить новые продукты за часы, а не за недели. Платформа будет обладать практически неограниченной производительностью и очень высокой надежностью, она будет в разы дешевле существующей и позволит существенно сократить участие людей при проведении операций клиентов. Сотрудники банка будут работать только с отклонениями клиентских операций. В систему будут встроены механизмы машинного обучения, гибкого ценообразования, искусственный интеллект», — отметили в пресс-службе банка.
Для построения новой системы Сбербанк будет использовать технологии российско-американской компании, которая выиграла тендер у Oracle, IBM и других, оказалась на порядок выше этих крупнейших компаний, добавил он. Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис рассказал РБК, что речь идет о российско-американской компании GridGain.
«Компания предлагает технологию, которая работает с большими базами данных и позволяет значительно ускорить вычисления за счет того, что данные вытаскиваются в оперативную память, где производятся операции», — объясняет управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий (Almaz инвестировала в эту компанию в 2013 году, вложив $10 млн). По его словам, продукт, который предлагает GridGain, является аналогом тех, которые есть, например, у Oracle. Интегрируя эти решения в свои системы, компании могут уменьшить IT-издержки иногда в 20 раз, говорит Галицкий.
Согласно данным официального портала госзакупок, в конце декабря прошлого года Сбербанк заплатил GridGain $5,6 млн. Греф отметил, что Сбербанк покупает пакет акций GridGain. Хасис добавил, что Сбербанк как клиент GridGain «оказался в хорошей компании», услугами GridGain уже пользуются Apple, Canon, Sony, Moody’s и др.
Расходы Сбербанка на IT в 2014 году составили около 65 млрд руб., в 2015 году они выросли на 25–30%, рассказал РБК первый зампред Сбербанка Лев Хасис. Это больше всех расходов компании «Яндекс» за аналогичные периоды. «Сбербанк — это крупнейшая в стране IT-компания. Мы занимаем 10% российского рынка IT, из 450 тыс. программистов 22 тыc. работают у нас», — отметил Греф.